Один из подвижников просвещения, науки и культуры XVIII века, которых двинская земля дала Отечеству, Александр Иванович Фомин — общественный деятель, ученый, книжник, истинный патриот родного края, автор ценных работ по изучению Севера.

Родился он 23 февраля (6 марта по новому стилю) 1733 года в Архангельске, в купеческой семье. Отец его, Иван Исакович, был старожилом* города, а дед, Исак Фомин, вышел в купцы из крестьян Княжестровской волости, «искусством и прилежанием в собственных торговых и гражданских общих делах гражданин почтенный» (В. Крестинин). Александр Иванович получил в наследство от деда сенные покосы в Перхачевской деревне Лисестровской волости. Помимо коммерческих дел, отец Александра Фомина, «знатный по своей честности», исполнял разные общегражданские службы: он был бургомистром в губернском магистрате в 1777—1778 годах, здесь же заседателем в 1780— 1785 гг, и оставил по себе память, как отметил историк В. В. Крестинин в своем замечательном труде о городе Архангельске, «защитника гражданской свободы», «бывшего прежде богатым купцом». О матери Александра Ивановича Фомина — Федоре Григорьевне — известно немного. Она была дочерью холмогорца Григория Латышева. Выходцы из этой семьи отличались благочестивостью, «ревностию к правде», «знатными» заслугами перед архангельским обществом.

Александр Фомин получил домашнее образование (в то время в Архангельске не было светских учебных заведений), но первые учительские наставления не шли далее грамоты. Врожденное любопытство повело его по трудному пути научного исследования. Юноша проявлял большой интерес к «познаниям Света, натуры, законов естественных и государственных». Он самостоятельно изучил немецкий язык, а позднее освоил и латинский. «Искание просвещения на каждом шагу», любовь к книге, к изъяснению мысли на письме стали составной частью его жизни. Познание превратилось «со старением времени в услаждение». Вместе с тем формировался и характер одаренного от природы юноши, главные черты которого — высокая гражданственность, честность, самостоятельность, душевная щедрость и скромность.
В 1767 г. А. И. Фомин трудился над составлением Наказа депутату от Архангельска Н. А. Свешникову в Комиссию об Уложении, то есть в комиссию для выработки нового свода законов. Этот Наказ о нуждах архангельского гражданства, «по сказанию разных достойных вероятия свидетелей, почитался между лучшими сочинениями сего рода, присланными от российских городов», а автор—«лучшим нынешнего времени в Архангелогородском посаде писцом в прозе и стихах». (В. В. Крестинин). Текст Наказа опубликован в «Сборнике русского исторического общества» (т. 123, СПб., 1907, с. 444—489).

В 1767 г. вместе со своими единомышленниками Н. Зыковым, В. Крестининым, Петром и Андреем Латышевыми А. Фомин состоял в гражданской комиссии по контролю за соблюдением законности в торговых и ремесленных делах. Однако в следующем году эта комиссия прекратила свое существование, так как ее действия были остановлены «разными со стороны губернатора Головцына препинаниями и наветами». Оказывается, законность не устраивала прежде всего начальника губернии, поддерживавшего богатеев и лихоимцев.

Многообразна служебная и общественная деятельность А. И. Фомина. Она отнимала у него очень много сил и времени, ибо он исполнял каждое дело с сознанием высокой ответственности перед согражданами. В разное время был он публичным нотариусом, гражданским окладчиком подушного и расходного платежа, депутатом при составлении городовой обывательской книги, заседателем совестного суда, первым директором народных училищ в губернии, исполнял многие другие общественные должности.

Знаменательный след в истории края оставила деятельность А. И. Фомина как директора народных училищ. В течение десяти лет занимал он эту должность и всеми мерами стремился расширить сеть учебных заведений в крае.

В 1791 г. из отчета Мезенского народного училища (оно открылось в 1787 году) он узнал, что количество учеников в этом училище «вместо приращения» уменьшилось. Фомин выехал в Мезень, выяснил причины, предложил заменить учителя, что и было сделано, а также выявил факт самовольного увольнения из училища «самоедского сына» мезенским городничим. Последнему было указано, что «городничий в таковых случаях никакой власти не имеет», а впредь за подобные поступки будет оштрафован. Александр Иванович усыновил 15-летнего ненецкого мальчика, оставшегося без родителей и исключенного из училища. Подросток продолжил обучение, «по крещении был наречен Алексеем... Хатанзеевым». Отчество получил по приемному отцу. Этот факт узаконил Архангельский городовой магистрат 2 июля 1795 г.

Как вдумчивый педагог и воспитатель, А. И. Фомин прививал и своим детям (у него было два сына и четыре дочери, из которых сын Яков и дочь Параскева умерли при жизни отца) любовь к познанию, наблюдательность, лучшие нравственные качества. Когда его сын Иван был в отлучке по торговым и служебным делам Российско-Американской компании в Москве.

В 1759 году Александр Иванович Фомин стал активным членом первого в России исторического общества, организованного в Архангельске при его участии известным историком и общественным деятелем В. В, Крестининым. В состав общества входили также Никифор Зыков (дед декабриста А. Г. Непенина по материнской линии), Алексей Свешников, а позднее пятым членом общества стал Василий Нарышкин. Это научное общество проделало большую работу по собиранию, изучению и публикации древних документов (летописей, деловых актов, рукописей).

В Государственном архиве Архангельской области сохранились документы, содержащие сведения о деятельности Александра Ивановича Фомина как зачинателя книжной торговли в 1767 г. не только в Архангельске, но и в губернии. В 1766 году главный директор Академии наук граф В. Г. Орлов обратился к губернаторам «главных российских городов» с предложением о продаже в губерниях академических изданий.

К этому времени типография Петербургской Академии наук издала значительный объем книжной продукции, в том числе и календари для вольной продажи. Возникла необходимость распространения академических изданий в провинциях страны. А. И. Фомин добровольно вызвался взять на себя это комиссионерство и стал инициативным организатором книжной торговли. В реестре книг, запрашиваемых А. И. Фоминым из Академии наук, записаны атласы, указы и уложения, календари, буквари, учебники на русском и иностранных языках, книги по истории, в том числе «Древняя Российская история г. Ломоносова» и другие, его сочинения. «Краткий Российский летописец», словари, произведения художественной литературы отечественных и зарубежных авторов. За два года в книжную лавку с академических складов поступило литературы на 889 рублей 45 копеек, которая почти полностью была реализована.

Реестр книг, составленный А. И. Фоминым для архангельского гражданства, свидетельствует о широких читательских интересах как книгопродавца, так и «охотников к чтению». Фомина заботила не только продажа книг, но и умножение книгочеев. С этой целью, изучив предварительно читательский спрос, он обратился в канцелярию Академии наук, чтобы она сообщила об изданиях других типографий (сената, кадетского морского и сухопутного корпусов, Московского университета). В январе 1769 г. из типографии Московского университета Александру Фомину поступило книг на 176 рублей 12 копеек. Менее одной трети их было продано в Архангельске. Одной из преград к продвижению изданий в провинцию оказалась высокая их стоимость.

Оживлению книжной торговли в последующие годы способствовала активная деятельность русского просветителя Н. И. Новикова, который развернул широкую книгоиздательскую работу и неустанно добивался удешевления книги. К концу 1780-х годов издания Новикова продавались в шестнадцати городах России, в том числе и в Архангельске, где последователями Александра Фомина стали купец Семен Болотный и мещанин Егор Возов, распространявшие в 1785—1787 гг, книги типографии Московского университета, в том числе новиковские, Академии наук, Сухопутного кадетского корпуса, а также издания частных предпринимателей книжного дела (Мейера, Гиппиуса).

В Сибири, Александр Иванович вел с ним непрерывную переписку, Его письма были наполнены отеческими наставлениями, основанными на правилах строгой нравственности, душевной щедрости («Архангельские губернские ведомости», 1839, № 2).

Как ученый XVIII века А. И. Фомин внес заметный вклад в изучение своего края. Особенностью этого вклада является его прикладное значение. Примером служения пользе общества для Исследователя всегда был великий Ломоносов.

В 1779 году А. И. Фомин написал записку в Вольное экономическое общество в поддержку архангелогородского мещанина Петра Звягина, освоившего новые способы обработки и искусство соления беломорских сельдей. П. Л. Звягин получил за это серебряную медаль от общества. Но предложение его требовало поддержки и одобрения, так как иноземные промышленники, в руках которых были сельдяные промыслы, чинили всякие препятствия поморам, чтобы удерживать высокие рыночные цены на беломорскую сельдь. А. И. Фомин всецело и обоснованно поддержал П. Л. Звягина, который получил право и имел, как свидетельствуют документы, «за собою собственный отъезжий в поморских волостях для соления и чищения по-галански сельдей своего рукоделия промысел».

Научные заслуги А. И. Фомина были оценены еще его современниками, а венцом этого признания стало избрание его а июне 1795 года «императорской Санкт-Петербургской Академии наук корреспондентом по присланному из одной академии на оный чин диплому». Задолго до этого он состоял членом Вольного экономического общества и в трудах его начал печатать свои сочинения.

Сотрудничество с учеными Академии наук установилось с начала 70-х годов, когда в 1771 г. в Архангельск во главе экспедиции по изучению и описанию окраинных областей России прибыли академик И, И. Лепехин и тогда еще молодой ученый Н. Я. Озерецковский. В академическом издании «Новые ежемесячные сочинения» стали печататься труды Фомина о северных промыслах, которым он уделял много внимания (смоляном, дегтярном, морском рыбозверином), наблюдения об особенностях российского языка в Двинском крае, описание купеческого сословия, а в 1789 г. Академия наук издала его труд «Описание Белого моря».

Известно, что в последние годы жизни он занимался изучением своего рода. Однако эти заметки сейчас неизвестны, как не дошли до нас и его стихи, о которых упоминал В. В. Крестинин. Александр Иванович Фомин оставил по себе славу не только трудами научными, общественными, просветительскими, но и как добрый, умный, высоконравственный человек. В 1796 году он вписан в городскую обывательскую книгу среди четырех именитых граждан, купцов первой гильдии, с обоснованием — «именит на основании городового положения по учености». Умер он на 79-м году жизни 28 декабря 1801 года.
*) Разделение городского общества на старожилов и пришлых посадских произошло в 1724 году. Вероятно, старожилы имели какие-то преимущества и не хотели соединяться с пришлыми.

Наверх