Интересные варианты можно получить, если описанные два приема соединить вместе. Над окном располагается книжная полка, к нижней поверхности которой прикреплен полозок для ткани. Благодаря тому, что ткань не прилегает вплотную к стене, образуется пространство, которое можно использовать для размещения одежды. Так драпировка окна незаметно превратилась в своеобразный встроенный шкаф.

Как архитектурная деталь окно задает немало загадок. Почему, например, в русской избе вплоть до конца прошлого века окно всегда обрамлялось снаружи (вспомним знаменитые резные наличники) и почти никогда в интерьере? И почему в американском жилище все происходило как раз наоборот — снаружи гладкие границы оконного проема, а в интерьере самые разнообразные приемы убранства окна?

Сейчас все явственнее ощущается потребность в более усложненной пластике архитектурных объемов и поверхностей, наблюдается большее внимание к отдельным архитектурным деталям. Мы снова начинаем осознавать, что окно—это не только «дырка в стене для света», оно как недатированные ежедневники - элемент интерьера, форма. Архитектурная обработка его существенно влияют на облик помещения в целом.

В типовой квартире форма окна уже задана, и изменять ее строительными средствами нельзя. А вот интерьерными — можно.

В предыдущие десятилетия среди большинства архитекторов считалось непреложной истиной, что любая отделка должна подчеркивать конструктивные особенности сооружения. Однако всякое правильное в принципе утверждение, конечно, не должно превращаться в догму. Так и в данном случае, вряд ли правильно заранее отказываться от таких интерьер-ных решений, которые исходя из определенных художественных задач не только не выявляют, а, наоборот, преднамеренно видоизменяют (внешне) конструкцию здания.

Окно закрывается деревянными жалюзийными створками. Аналогичные створки использованы для шкафа, встроенного в углу комнаты. А свободные плоскости стен заклеены большой фотографией. То есть там, где на самом деле глухая стена, создается впечатление оконного проема, а там, где окно, изображается шкаф.

И, наконец, в качестве «острого» решения интерьерной ситуации «стена с окном» можем предложить такой вариант. Окно обрамляется рамой по типу живописной картины. Внутри рамы натягивается холст с фотографическим или живописным изображением. Окно исчезло, и оно обнаруживается только тогда, когда половины «картины» раздвигаются. Такой вариант может быть интересен, если окно выходит на шумную улицу и, закрытое на ночь картиной, пропускает в дом меньше шума.

Таким образом, даже столь небольшой элемент интерьера, как окно, может превратиться в активное средство создания разнообразных композиций. Известный архитектурный критик 3. Гидион писал в своей книге «Пространство, время, архитектура»: «На протяжении всей истории архитектуры существуют две разные тенденции: одна, развивающаяся в сторону рационального, другая — в сторону эмоционального и органического восприятия окружающей среды. Таковы два различных пути к решению пространства. Эти разные подходы к проблеме встречаются во всех культурах. С начала цивилизации имелись города, которые планировали по правильно разработанной схеме, и другие, которые разрастались органически, как деревья. Даже в современной живописи и архитектуре существует разница между органическим и геометрическим восприятием. Ни одно из них не может считаться лучше другого».

Наверх