Расширение застройки одного из центральных районов города — Соломбалы относится к 1750—1760 годам. В связи с мероприятиями правительства по приведению «в должный порядок флота и адмиралтейств»

Воинская Морская комиссия после проверки в 1733 году лесных запасов Севера пришла к выводу о необходимости возобновления в Архангельске строительства военных кораблей. Для приведения в порядок Соломбальской верфи в Архангельск были присланы морские команды из корабельных экипажей Балтийского флота. Необходимость срочного размещения этих команд поставила Архангельск в трудное положение. Город переживал еще тяжелый жилищный кризис после очередного пожара 1724 года. Не имея свободных казенных зданий, городские власти принуждены были размещать служилых людей на постой в обывательских домах.

С 1734 года все силы были брошены на строительство производственных сооружений верфи. Срочно возводились провиантские амбары, смольня, такелажные мастерские, кузницы, сухой док и канатный завод. В 1738 году делались даже попытки осушения территории адмиралтейства, но так как осушка требовала больших денежных затрат, она не была проведена.

Неудобства, связанные с ежедневной доставкой строителей адмиралтейства на работу из города и заречных деревень (Кего, Заостровье и др.), заставили Адмиралтейскую коллегию позаботиться о строительстве в Соломбале казенных офицерских жилых домов и казарм для «нижних чинов».

Многие строители адмиралтейства начали обзаводиться собственными домами, оставаясь в Соломбале на постоянное жительство. Около адмиралтейства к 1740 году возникла Адмиралтейская слобода. На среднем острове Соломбалы образовались две улицы: по речкам Курье и Соломбалке.

Коренное население Соломбалы формировалось главным образом из людей, состоящих на морской службе и списываемых с кораблей моряков-инвалидов.

Для обучения «плотничных матросских детей» в 1739 году в Соломбале была открыта адмиралтейская школа (для обучения подростков «портовому» мастерству).

Соломбала к 1741 году уже имела генеральный план расположения как производственных сооружений адмиралтейства, так и нескольких кварталов Адмиралтейской слободы.

Низкая, болотистая, ежегодно заливаемая территория Соломбалы требовала для освоения искусственного повышения. В 1734—1738 годах эти работы производились путем подсыпки территории балластом с приходящих кораблей и щепой, остающейся от строительства деревянных судов.

Коренное население Соломбалы продолжало возрастать и к 1749 году составляло около 3000 человек.

Сплошь деревянная, беспорядочно застраиваемая на подсыпанной щепой территории, Соломбала, как и сам город, страдала от пожаров. «Главная контора над портом» ежегодно с наступлением весны принуждена была издавать приказы о запрещении топки не только печей в домах, но и бань, исключая, как упоминается в «Архангельских губернских ведомостях», «особенных каких-либо случаев, например, родины или крестины».

Во избежание размыва береговой территории центральная часть набережной Соломбалы в 1751 году укрепляется и облицовывается камнем. В 1760 году проводится капитальный ремонт и дальнейшее расширение адмиралтейства. По набережной реки Курьи для «служителей» адмиралтейства строятся две линии новых казарм.

На берегу Северной Двины образуется так называемая штабская слободка с офицерскими флигелями. Вводится некоторый порядок в застройке набережной, «чтобы не отнять виду на берег и на корабли тем. которые выстроили свои дома по правой стороне проспекта». Набережную предписывалось держать чистой, озелененной, чтоб служила она соломбальцам «гульбищем, а равно украшением слободы». В центре Соломбалы закладывается капитальное здание Преображенского собора (1760— 1776 гг.).

Генеральный план адмиралтейства 1780 года показывает, что Соломбала была в эти годы уже крупным районом города. В то же время этот план свидетельствует об отсутствии в Адмиралтейской слободе квартальной городской застройки. Разделенные длинными узкими и кривыми улочками-проездами обывательские дома ставились «порядками» — лицевыми фасадами на Северную Двину.

 

Обмерный чертеж Архангельских гостиных дворов

 

План Архангельского адмиралтейства 1780г.

 

Когда в 1784 году в Архангельск вместе с новым генеральным планом был прислан план Соломбалы, «Главная контора над портом» была в большом затруднении и сообщала в Адмиралтейскую коллегию: «Так как в Соломбале кварталы не равны по величине и улицы в них кривы, то от переноса строений для жителей, которые почти все бедны, произойдет большое разорение, а потому строения оставить следует на прежних местах до изгноя; только бани и сараи перенести на другие места». Так и остались надолго неисправленными эти кривые улицы, сосредоточенные, главным образом, на среднем соломбальском острове.

В 1805 году, вместо существовавшего ранее казенного перевоза через Кузнечиху, для постоянной связи с городом был построен наплавной мост на барочных днищах. Так как мост «был чрезвычайно низок, и, будучи часто заливаем волнением, служил не безопасным сообщением», с 1844 года стал строиться новый мост на сваях.

После катастрофического разлива Северной Двины в 1811 году (уровень воды поднимался до 20 футов) (* Фут — мера длины, равная 0,304 метра) в Соломбале расширяются работы по поднятию территории подсыпкой щепой. Под влиянием ежегодных наводнений деревянные постройки быстро загнивали и приходили в ветхость. В 1820 году «Главная контора над портом» добилась строительства двух крупных каменных казарм на 3500 человек. Это были первые монументальные здания адмиралтейства, известные впоследствии под названием «флотского экипажа» (** Одно из зданнй сохранилось и в настоящее время реконструировано). Тогда же перед флотским экипажем на месте снесенных 33 обывательских домиков была создана площадь.

Специально разработанный в 1831 году новый план адмиралтейства показывает, как быстро росла в те годы застройка Соломбалы. В связи с введением новой кораблестроительной техники соломбальское адмиралтейство начинает строить специальные мастерские, литейный завод, паровую кузницу, гавань для зимовки судов у реки Курьи.

В целях предупреждения угрозы затопления Соломбалы весной проектировалось и даже частично начало осуществляться ограждение берегов Северной Двины насыпным валом,

Однако переход России на броненосное (вместо деревянного) судостроение, к которому архангельское адмиралтейство не было приспособлено, обмеление Северной Двины и оторванность Архангельска (из-за отсутствия железной дороги) от основных районов России привели к тому, что архангельский военный порт в 1862 году был упразднен.

Архангельский торговый порт также переживает в эти годы длительный период застоя. Лишь в конце XIX века в связи с ростом заграничного спроса на русский лес и соединением Архангельска железнодорожной линией с Москвой (1898 г.) наблюдается некоторый подъем экономической жизни Архангельска.

Неисчерпаемые лесные массивы Севера и удобство сплава древесины по мощной артерии Северной Двины стали привлекать в Архангельскую губернию не только русский, но и иностранный капитал. В XIX веке окончательно определяется профиль Архангельска как лесопромышленного центра. Во второй четверти XIX века на смену пильным мельницам-ветрянкам приходят лесопильные заводы. Первый завод с паровым двигателем и круглыми стальными пилами строит в 1828 году в Маймаксе иностранный капиталист Брандт. По берегам Северной Двины один за другим строятся лесопильные заводы, что определяет своеобразный облик города, растянувшегося на десятки километров вдоль двинских берегов.

В связи с концентрацией части лесопильных заводов по реке Маймаксе начинает зарождаться будущий Маймаксанский район города. Со строительством железнодорожной станции на левом берегу начинает складываться еще один район, будущий Исакогорский.

Но если в центре города застройка проводилась по генеральному плану 1794 года, то строительство поселков на окраинах, при лесопильных заводах, шло стихийно, беспорядочно, без предварительной планировки. Заводские поселки, состоящие из одноэтажных каркасных бараков, располагались на заболоченных, заливаемых весной территориях и поражали своим убожеством и грязью.

Наверх