Нарышкинский стиль, нарышкинское (московское) барокко – такие названия применяют для одного и того же стиля в архитектуре, возникшего в конце XVII века при строительстве имений для пожелавших купить участок в Подмосковье (http://www.besthomes.ru/plot/index.html) или в Москве. В то время как раз начал применяться при возведении зданий в России стиль барокко, и, как часто бывает, в него сразу же были привнесены русские национальные элементы. Род бояр Нарышкиных при строительстве имений использовал западные традиции в архитектуре, но выполнил их в русском стиле, чем положил начало новому стилю, названному нарышкинским.

Этот стиль отличается полной симметрией построения композиции, устремлённостью вверх. Характерным для него стало широкое применения декора из белого камня на строении из красного кирпича. Стиль отличается выраженной многоярусностью строений, их центричностью и симметрией. Все массы как бы уравновешены. Внутренние и внешние объёмы визуально находятся в активном взаимодействии. И вообще, строению в целом присуща некая динамичная напряжённость, оно как бы устремлено вырваться из земного пространства.

Очень богато оформлен внутренний интерьер здания. Широко применяются украшения с резьбой по дереву, на которые часто наносят позолоту, а также многоцветные изразцы.

Одной из главных особенностей нарышкинского стиля является двойственность масштаба. В строении сосуществуют, с одной стороны, величественная грандиозная его часть в виде ярусного строения, с другой – миниатюрная часть в виде узоров и декоров, в изобилии присутствующая в оформлении здания. Белокаменные украшения в виде орнамента снаружи и гипсовые внутри придают неповторимый колорит всему строению, являются его отличительной особенностью среди других, выполненных в стиле барокко.

Этот стиль не только весьма функционален, но и очень красив. Его считают, пожалуй, наиболее самобытным в российской архитектуре XVII-XIX столетий.

Наверх