XVIII в. в истории России открывается Северной войной. Главные бои развернулись на основном фронте — в Прибалтике, но Петру было ясно, что шведы не оставят в покое и Беломорье. Поэтому в самом начале войны, по указанию правительства, укрепляются Холмогоры и Архангельск, подновляются Сумский, Кемский и Кольский остроги.

В 1701 г. в 15 верстах ниже нашего города, на Айнском острове, находящемся в Березовом устье Северной Двины, закладывается каменная Новодвинская крепость. Она должна была замкнуть устье реки и накрепко закрыть для врагов подступы к столице Севера.

Не успели еще закончить подготовку к встрече неприятеля, как к двинскому устью 25 июня 1701 г. подошла шведская эскадра в составе 7 боевых кораблей. Шведы двигались воровски под английским и голландским торговыми флагами.

Подвиг Ивана Рябова

Возле Мудьюга от эскадры отделились два галиота и шнява. Их вел к Архангельску лоцман из местных рыбаков Иван Рябов, взятый на взморье шведами в плен. Неприятель собирался неожиданно напасть на строящуюся Новодвинскую крепость, разрушить ее, а затем захватить и сжечь Архангельск, расстроив тем самым торговлю России с европейскими странами. Но этот план был сорван героическим поступком русского патриота Ивана Рябова. При содействии другого пленника Дмитрия Борисова Иван Рябов посадил на песчаную мель под огонь новодвинских батарей головной шведский галиот и шняву с отборным экипажем. Оба корабля были расстреляны береговой артиллерией.

Остатки разбитой эскадры постыдно бежали. Одним из трофеев победоносной битвы явился шведский флаг — первый военно-морской флаг иностранного государства, захваченный русскими войсками. Победа под Новодвинской крепостью была первой морской победой России над Швецией.

Последний приезд Петра I в Архангельск

Опасаясь повторного нападения на Север шведов Петр летом 1702 г. в третий и последний раз приезжал в Архангельск. Он лично наблюдал за строительством Новодвинской крепости (в основном закончена в 1705—1706 гг.), посетил Вавчугу, где при нем спустили на воду два фрегата: «Курьер» и «Святой дух», построенные по заказу правительства. Обрадованный успехами вавчугских кораблестроителей, Петр подарил братьям Бажениным 2470 десятин леса, пригодного для судостроения.

Государева дорога

В 1702—1703 гг. Россия отвоевывала у шведов Невские берега. Осенью 1702 г. развернулись ожесточенные бои за крепость Нотебург (древний новгородский «Орешек»), стоявшую у истоков Невы из Ладожского озера.

Петр решил проложить от Белого моря (от Нюхчи) до Повенецкой пристани на Онежском озере, сквозь непролазные леса и топи, дорогу-просеку, провести по ней свои войска, протащить по суше суда и с тыла ударить по шведам с тем, чтобы малой кровью овладеть крепостями на Неве — Нотебургом и Ниеншанцем.

Выполнение этого дерзкого замысла было возложено на сержанта Преображенского полка северянина Михаила Щепотьева. В его распоряжение поступили крестьяне Соловецкого монастыря, все с лошадьми и телегами. На помощь им прислали крестьян из Заонежья, Каргополя и других мест. Тысячи крестьян были согнаны на строительство так называемой «государевой дороги».

Благодаря выносливости северян и организаторским способностям Щепотьева, дорога протяженностью в 160 верст и шириной до 6 метров была проложена в короткий срок. В конце июня 1702 г. началось строительство просеки, а уже в августе по ней двинулись в Прибалтику гвардейцы Преображенского полка. По «государевой дороге» перетащили в Онежское озеро и два корабля. Десять суток их волокли на полозьях 200 лошадей и столько же людей.

Из Онежского озера рекою Свирь корабли вошли в Ладожское озеро, где войска Шереметьева дрались со шведами. Помощь прибыла вовремя. Шведская флотилия в Ладожском озере была истреблена.

В октябре 1702 г. русские войска штурмом взяли Нотебург, переименованный тогда же в Шлиссельбург («Ключ-город»—ныне Петрокрепость). Затем пал Ниеншанц, расположенный при впадении Невы в Финский залив. Все течение Невы оказалось в руках России. 16 мая 1703 г. в дельте Невы был заложен Петербург.

Участие в создании Балтийского флота

Архангельск принимал деятельное участие в создании Балтийского военно-морского флота, положившего конец морскому могуществу Швеции.

В 1710 г. на Соломбальской верфи были спущены и отправлены на Балтику три 32-пушечных фрегата, в 1712 г. — три 52-пушечных фрегата. В 1715 г. молодой Балтийский флот принял из Архангельска последний отряд боевых кораблей в составе четырех 52-пушечных фрегатов.

Из 22 больших кораблей, числившихся в списках Балтийского флота в 1722 г., шесть кораблей было построено в Архангельске, из них пять 52-пушечных и один 32-пушечный.

Петр высоко оценивал морские навыки, сноровку и бесстрашие жителей Поморья. В городах и селах Севера набирались мастера на верфи петербургского адмиралтейства. Северянами пополнялся личный состав Балтийского флота. Так, в 1712 г. в Балтийский флот было призвано 500 поморов, в 1715 — две тысячи. Моряки-беломорцы геройски сражались на Балтике.

Наш край принял активное участие в борьбе со Швецией в дни Северной войны и тем содействовал превращению континентальной Московии в могучую Российскую империю и великую морскую державу.

Архангельский порт в первой четверти XVIII в.

В первые годы Северной войны Петр покровительствовал Архангельскому порту и поощрял торговлю через него. Архангельск быстро рос как торговый город. Увеличивалось число кораблей, посещавших устье Двины. Если в 1700 г. в Архангельск пришло 64 судна, то в 1702 г. их было 149, в 1715 г. — 230.

Увеличивался грузооборот и судооборот порта. В одном только 1710 г. через Архангельск было вывезено на экспорт товаров на сумму свыше 3 миллионов рублей, а привезено европейских товаров на сумму, превышающую 1606 тысяч рублей.

Торговля способствовала развитию промышленности и ремесла. Архангельск стал значительным промышленным центром. В нем действовали лесопильные, канатные и другие предприятия.

Со средины второго десятилетия XVIII в. торговая политика правительства резко изменилась. Прочно утвердившись на Неве и прорубив «окно» в Европу, Петр стремился перенести всю внешнюю торговлю с Белого моря на Балтику и сделал Петербург центром торговых сношений с Европой. В угоду новой столице всячески стеснялся товарооборот Архангельского порта. Когда же ограничительные меры не дали желаемых результатов (иностранные корабли по привычному пути продолжали прибывать в Архангельск), правительство пошло на крайние меры. Указом от 1722 г. запрещалось привозить в Архангельск хлеба и других товаров более, чем «потребно городу». После этого число кораблей, прибывающих в Архангельский порт, резко сократилось. В 1722 г. их было 60, в 1723 — 40, в 1724 — 22, в 1725 — 19.

Архангельск уступил дорогу растущему Петербургу.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Какие племена жили на территории нашего края в IX—XI вв.? Чем занимались жители Севера? Какой общественный строй был у них?
2. Причины проникновения новгородцев на Север. Какое значение это- имело для развития народов Севера?
3. Расскажите о борьбе за Двинскую землю между боярским Новгородом и Москвой в XIV в. и об итогах восстания в 1397 г.
4. Когда Двинская земля вошла в состав Русского централизованного государства и как изменилось в связи с этим положение крестьян Беломорского Севера?
5. Какую роль сыграли монастыри, особенно Соловецкий монастырь, в хозяйственной жизни края в феодальную эпоху?
6. Почему Соловецкий монастырь должен был возглавить оборону Поморья в XVI—XVII вв. и. как он справлялся с этой задачей?
7. На какие этапы можно разделить Соловецкое восстание 1668—1676 гг.? Почему мы называем это восстание продолжением крестьянской войны под предводительством С. Т. Разина?
8. Вспомните имена первых русских людей, плававших по водам Ледовитого океана в Европу. Расскажите об экспедиции Р. Ченслера и ее результатах.
9. Объясните причины быстрого роста города Архангельска и его торговли в XVI—XVII вв.
10. Расскажите о приездах Петра I в Архангельск и начале отечественного морского судостроения на Севере.
11. Когда и какой подвиг совершил Иван Рябов?
12. Какой вклад внес наш край в победу над Швецией в дни Северной воины 1700—1721 гг.?

Наверх