1.    Каково должно быть соотношение старого и нового в любом современном городе?
2.    Что понимать под памятником архитектуры?
3.    В чем, на ваш взгляд, основная ценность архитектурного памятника?
4.    Нужны ли города-заповедники и какие они могут быть?
5.    В чем вы видите их основное назначение?
6.    Каким вам представляется город Суздаль - центр туризма, заповедный город, зона отдыха?

Отвечает академик Б. РЫБАКОВ, директор Института археологии.

1.    Соотношение старого нового в современном городе должно быть таким, как соотношение родителей и детей в семье: отцы не должны мешать росту детей, а дети должны уважать престарелых.
2.    Памятник архитектуры — это не только отдельное здание, но и ансамбль: город, монастырь, крепость, отдельная улица.
В городах, описанных великими писателями, очень важно сохранить некоторые улицы или комплексы домов, связанные с классическими литературными произведениями. Так в Москве, например, дом «Утюг», где помешалась ночлежка. послужившая прототипом для декораций МХАТа при постановке «На дне», купеческие особняки Замоскворечья, связанные с А. Н. Островским, так называемый «дом Фамусова» и многие другие.
3.    Архитектурный памятник — подлинный свидетель прошлого. Замысел зодчего, мастерство строителей, характер строительного материала, художественная отделка знакомят нас с определенным этапом развития архитектурного искусства.
Люди, обитавшие в здании, события, происходившее в нем или вокруг него, сближают нас с разными эпохами нашей истории.
Эмоциональное воздействие подлинного старенного здания очень велико
4—5. Города-заповедники нужны, во-первых, для того, чтобы охранять родную старину от ретивых, и невежественных хозяйственников, во-вторых, для того, чтобы спокойно и тщательно исследовать территорию древних городов: археологические слои, старую планировку, исчезнувшего здания. В-третьих, и это — самое главное, города-заповедники нужны для воспитания любви и уважения к прошлому своего народа, к истории своей культуры.
6. Суздаль, как и любой город-заповедник, может быть и городом отдыха и городом туризма, но нужно соблюдать чувство меры и не превращать на потребу туристам поэтичный старинный город в зазвонистую ярмарку с плохо задуманными аттракционами.
Город-«разгуляй» привлечет к себе только самую невзыскательную часть туристов и отпугнет серьезных любителей старины.
В городе-заповеднике должен быть научный центр, архив, связанный с историей города, фототека, библиотека со всей полнотой литературы по истории города и его достопримечательностей. Научный центр должен иметь свое серийное издание.

Наверх