Стремительное развитие городов все больше и больше усложняет проблемы городского транспорта. Ежедневно во всем мире заводы выпускают сотни тысяч автомобилей, троллейбусов, автобусов. Как же создать условия, необходимые для движения колоссального парка наземного городского транспорта, который к тому же непрерывно растет и растет? Расширять улицы, раздвигать дома? Но возможности эти почти уже исчерпаны. Что же делать? Выход был найден единственный: «развязывать» перекрестки на разных уровнях, строить подземные тоннели и переходы.

Развитие подземного строительства связано с том, что уже в начале XIX века в больших городах стал ощущаться острый недостаток территории. И люди начали изыскивать малейшие возможности, чтобы отвоевать жизненно важные участки. Ярким примером реализации таких стремлений служит появление в 1863 году лондонского метрополитена. А теперь уже почти во всех крупных городах мира построены линии подземных дорог. Московское метро ежегодно перевозит 1,3 миллиарда пассажиров, что составляет более трети населения всего земного шара! Даже самый короткий метрополитен мира, построенный в Стамбуле в 1876 году, хотя и имеет всего две станции, расстояние между которыми 600 метров, все же перевозит более миллиона человек в год.

В связи с тем, что ряде стран с развитой автомобильной промышленностью появилась острая потребность в создании широкой сети станций обслуживания, мастерских, гаражей возрос спрос и на геодезические услуги (http://geo-alliance.org/geodezicheskie-uslugi/blog.html) . При этом, чтобы не перегружать городской транспорт пассажирами, едущими в гаражи и обратно, пришлось их строить в самых густонаселенных районах городов. Для новых сооружений не хватало площади. Самым экономичным оказалось возведение больших подземных комплексов с постройкой над ними административных и жилых зданий. В 1961 году в Женеве построили подземный гараж на 530 автомашин в виде цилиндрического опускного колодца диаметром 57 метров и глубиной 28 метров. В Чикаго построен подземный гараж на 2 тысячи автомобилей, в Лос-Анджелесе — на 5 тысяч. Под землей появились многоэтажные сооружения. В Канаде строится подземный четырнадцатиэтажный гараж.

В последнее время у нас на дорогах появляется все больше автомобилей иностранного производства. Ясно, что проблемы подземного строительства приобретут в связи с этим еще большую актуальность.

Говоря о весьма предвидимом будущем нашей планеты — о конце этого столетия,— многие ученые неизменно представляют себе сильно развитую сеть подземного хозяйства в городах. Некоторые при этом полагают, что существующую тесную сеть автомобильных и железных дорог заменят подземные конвейеры, трубопроводы и другие более совершенные виды транспорта. Если пока остается дискуссионным вопрос о том, какой именно вид транспорта окажется более конкурентоспособным, то в подземном расположении магистралей никто не сомневается.

Итак, подземное строительство объективно необходимо. Обусловлено оно естественным ходом развития городов. И все возрастающий объем строительства скоро уже нельзя будет освоить одними лишь традиционными методами возведения подземных сооружений. Нужны новые идеи, новые методы, новая техника.

Наверх