Основным вдохновителем контр-революционной работы на Севере был посольский корпус союзных держав, приютившийся в Вологде. Послы переехали в Вологду из Москвы тотчас после заключения Брестского мира, в конце февраля 1918 г.

Начиная с марта 1918 г. подпольная деятельность союзных посольств принимает весьма активный и широкий характер. Посольский корпус вступает в переговоры о вооруженном вмешательстве во внутренние дела России со всеми анти-советскими партиями, при чем вопрос этот обсуждался почти открыто.

4 апреля 1918 года .Петроградская Правда" сообщает об этих переговорах следующее: „В Москве состоялось собрание представителей демократических и социалистических партий и организаций относительно возможных пределов вмешательства в наши внутренние дела. Принята резолюция, которая говорит, что выступление союзников на русской территории должно вызвать сочувствие всех тех групп, которые не признают Брестского мира“.

Русские анти-советские партии, после первых попыток самостоятельной борьбы против советской власти, убедились, что внутренних сил контр-революции недостаточно для того, чтобы сбросить советскую власть. Поэтому они всячески искали себе поддержку у зарубежной буржуазии и добивались вторжения в пределы России военных сил Антанты для уничтожения советской власти.

Послы Антанты со своей стороны держали тесную связь со всеми контр-революционными организациями, соглашательскими партиями и так называемым „союзом возрождения". Техническая подготовка вооруженных выступлений проводилась военными миссиями союзников.

После казацкого восстания под командой Дутова на Волге (летом 1918 г.) и выступления чехо-словаков, планы союзников на Севере стали ясны. Задуманная интервенция должна была начаться с захвата Архангельска. Отсюда, как из своего опорного пункта, интервенты наметили распространить свои действия по направлениям: а) через Вологду—на Москву, б) через Котлас—на Вятку и Пермь (на соединение с чехо-словаками на Волге) и в) по ленинградскому тракту (Холмогоры—Плесецкая—Каргополь), чтобы идти в последнем случае на поддержку мурманскому десанту и угрожать Ленинграду. Таким образом, предполагалось замкнуть кольцо блокады с севера и востока против наших красных столиц.

Одновременно с интервенцией была намечена также и подготовка местными контр-революционными силами ряда восстаний внутри страны. Этой подготовкой и были заняты союзные послы, осевшие в Вологде.

Таким образом, послы избрали своим пребыванием Вологду не случайно. Вологда их манила к себе, как удобный стратегический пункт Севера, связанный прямым железно-дорожным путем с Архангельском а через Вятку—с Уралом и Сибирью. Здесь намечалось осуществление белогвардейского заговора, душой которого был французский посол Нуланс и начало которому положило чехо-словацкое восстание. Американский посол Френсис поддерживал этот план удушения советской власти. По имеющимся данным, французский посол Нуланс, энергично содействуя подготовке ярославского белогвардейского восстания, имел непосредственную связь с эсерами и даже вырабатывал совместно . с ними план занятия Архангельска.

8-й совет партии социалистов-революционеров, открыто солидаризируясь с империалистическими державами Согласия, постановил призвать войска Антанты для свержения большевистского режима.

Наверх