Замыслы интервентов и северной белогвардейщины были велики. Главной их задачей было: продвинуться насколько возможно в глубь страны, к красным столицам, угрожать Москве и Ленинграду, установить непосредственную связь с чехословацкими войсками восточного фронта и тем замкнуть с севера и востока кольцо блокады.

Архангельск для осуществления этих планов должен был стать главной базой белых. От него должны были развертываться операции по железной дороге в направлении на Вологду, для дальнейших действий против Москвы, а по Северной Двине— по направлению на Котлас и Вятку, для соединения с Колчаком. Особенно опасна была для нас потеря Котласа, где сосредоточилась главная масса вывезенных боевых запасов Северного края. Захватив Котлас, противник немедленно предпринял бы операцию по овладению железной дорогой на Вятку. Одновременно, имея в распоряжении речной флот с его артиллерией, он мог бы воспользоваться вторым путем от Котласа на юг по Двине для захвата Великого Устюга, с целью обеспечить свой правый фланг и тыл от возможных наших действий вниз но Сухоне.

Захватив тем или иным путем Вятку и железную дорогу на участке Вятка—Вологда, противник мог продолжить наступление на участок Буй—Любим—Данилов, чтобы угрожать Вологде с юго-востока и отрезать путь на Ярославль и Москву. Колчак получил бы возможность, при соединении с котласской группой, легко и быстро пополнить свои войска людьми и запасами, что открывало ему в свою очередь дальнейшие широкие перспективы е отношении наступления на Москву.

Кроме того, союзники не могли оставить без внимания р. Ваги по той причине, что на ней находится гор. Шенкурск, захват которого облегчал операции противника вдоль жел. дороги, создавая угрозы тылу наших войск.

Аналогичное стратегическое значение получал грунтовый путь от с. Емецкое на Сев. Двине к железно-дорожной станции Плесецкая, участок, так называемого Ленинградского тракта: Архангельск— Холмогоры—Сийское—Плесецкая—Каргополь и далее к Ленинграду.

Противник не мог, конечно, пренебречь и такими важными параллельными путями, как онежское направление—вдоль реки Онеги—и пинего-мезенское —вдоль рек Пинега и Мезень с ее притоком Вашка. Онежское направление приобретает важнейшее стратегическое значение, как единственный сухопутный путь, связующий Архангельск с мурманским не замерзающим портом, являющимся базой для Архангельска.

Немалое значение имело и второе из боковых параллельных направлений—пинего-мезенское, прорезывающее полосу местности между Сев. Двиной и Тиманским хребтом. Вдоль него все устремления противника из Архангельска почти исключительно шли к центру Печорского края—г. Усть-Сысольску, чтобы от него затем продвинуться к верхним течениям рек Камы и Вятки, т. е. к правому флангу колчаковского фронта, в обход северо-двинского направления или в дополнение к нему.

Наконец печорский район частично также служил противнику для связи с пермским районом (рекой Ижма или верхним течением Печоры), частично же являлся звеном, соединявшим союзников с богатой продовольственными запасами Западной Сибирью.

Более самостоятельное значение имело мурманское направление. В его южной части, прилегающей к ленинградскому району, „Олонецкая добровольная армия“; созданная враждебной нам Финляндией, непосредственно угрожала железной дороге Ленинград—Вологда. С высадкой союзников здесь создалась угроза для важнейших в экономическом отношении наших северных водных путей (Мариинской системы и всего бассейна Лакодожсго и Онежского озер и др.).

Таким образом, в движении противника после десанта наметились главные направления: железнодорожное и северо-двинское и в помощь им ряд второстепенных.

Наверх