По северную сторону того места, где ныне стоит Благовещенская церковь, в ХVII веке была часовня распятия Господня, находящаяся „в верхнем конце города по край городских слобод“, недалеко от Архангельскаго монастыря, в означенном столетии и начале ХVIII состоявшая в ведении причта Рождественской церкви. Близ этой то часовни, на месте нынешней каменной церкви по прошению Холмогорца, Димитрия Матееева, на его и „христолюбцев города Архангельска подаяние и иных разных чинов людей“, и по благословенной грамоте Преосвященнаго Варнавы Архиепископа Холмогорскаго от 8 Февраля 1715 года, и была построена первая деревянная теплая церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы с приделом Св. Великомученику Димитрию Солунскому, которая и освящена была тем-же Преосвященным 7 Июля 1716 года, а придел — 19 Декабря 1717 года.

По южную сторону сей церкви вскоре воздвигается и другая деревянная-же, холодная, в честь св. Правед. Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев. Основателями ея были „города Устюга жители Иван Петров, Борис Никитин, Иван Костямин, Иван Колмогоров, Димитрий Белых и др. „да Архангельскаго города Кормовщик Петр Салтанов“, которые вместе с священником Благовещенской церкви Иоанном (Селецким), пономарем Авраамием и старостой Антоном Едемским в 1721 году просили Преосвященнаго Варнаву построить сию церковь. Освящева была эта церковь 20 Сентября 1724 года. Тогдаже в эту церковь перенесена была устюжанами написанная ими икона свят. Правед. Прокопия и Иоанна из соборной церкви Всемилостиваго Спаса Преображения Господня, где она стояла с 1696 года лишь до времени. Церковь сия существовала до 1776 года. Так как обе деревянныя церкви приходили в ветхость и требовали частых ремонтировок, то прихожане с приезжавшими в Архангельск по торговым делам устюжанами в 1769 году обратились к Епархиальному начальству с просьбою вместо деревянных построить одну каменную двухэтажную церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, на что и последовало им разрешение в следующем году. По соображению о месте заложения новой церкви, решено было „деревянную Благовещенскую церковь разобрать, кроме трапезы", которая оставлена была, для отправления в ней треб и совершения утренних и вечерних богослужений, „пока каменная церковь строением в совершение приидет" так что нынешняя каменная церковь построена на том самом месте, где была деревянная Благовещенекая церковь. Постройка нижняго этажа была окончена в 1768 году: он покрыт был тесом, поставлен деревянный крест и 16 Февраля того-же года был освящен главный престол во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы Преосвященным Иоасафом, а придел с северной стороны в честь Св. Великомученика Димитрия 28 Октября 1775 года Преосвященным Вениамином. В таком виде церковь оставалась до 1802 года, когда старанием и иждивением Архангельскаго купца Алексея Ивановича Попова и сыновей его с помощию Великоустюжских купцов надстроен был верхний каменный этаж с колокольнею над папертью, а на южной стороне нижняго этажа устроен придел в честь трех святителей Петра, Алексия и Ионы; престол в верхнем храме в честь Святых Праведных Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев был освящен 8 Июля 1802 года, а святительский придел в нижнем храме 20 Мая того же года Преосвященным Евлампием. Долго еще церковь сия не могла придти в то состояние, в каком она находится ныне. Но вот наступает для нея счастливый период времени с 1829 года по 1837 г., когда весьма много было сделано как относительно внутренняго, так и внешняго благоустройства ея. Это было время льгот и привиллегий, дарованных Архангельскому купечеству Александром Благословенным, по случаю посещения Им гор. Архангельска 28 Июля 1819 года: купечество на 20 лет было освобождено от взноса гильдейских повинностей и по набережной Двины дозволено было строить деревянные дома, тогда как прежде допускалась постройка только каменных. В 1826 году, в первый год своего девятилетняго служения церковным старостою при Благовещенской церкви, Архангельский купец Афанасий Иванович Амосов испросил у Преосвященнаго Аарона разрешение для сбора пожертвований на устройство новаго иконостаса в главном Благовещенском храме и причтоваго дома. Преосвященный в начале сборной книги положил такую резолюцию: „Весьма радостно видеть достопочтенных граждан усердие к церкви Божией. Бог вышний да благословит желание и совершение онаго вожделенным успехом и благоволением своим". Действительно, сбор был настолько успешен, что оказалось возможным устроить не только иконостас в 1500 руб. и причтовый дом в 3600 р. ассигн., но и железную крышу над церковию вместо деревянной на 3455 руб., деревянную ограду и многое другое менее ценное, при чем церковь обогатилась утварыо и ризницею, коими она до того времени была скудна. Пожертвования поступали от местных и приезжавших на хлебную навигацию купцов, смольных браковщиков, „десятских льна“, великоустюжскаго общества и многих др. Наиболее крупными жертвователями были сам А. И. Амосов (1-й гильдии купец), Петр Николаевич Маляхинский, Александр Плотников и Никольский 1-й гильдии купец Яков Федорович Грибанов, из которых первый записал 1000 руб., второй 2000 руб., третий 1000 руб. и последний 1706 руб. В числе дателей были и фамилии не русския, как например, Вильгельм Брант и Христиан Грель. Такое благоукрашение церкви, начатое ктитором А. И. Амосовым, продолжалось до 1837 года. С этого времени до 1871 г. не было почти никаких значительных ремонтировок, кроме придела трех Святителей, заново в 1871 г. переделаннаго, начиная от иконостаса до аналоев, на средства Архангельской купеческой вдовы Александры Андреевны Селиверстовой; старый же иконостас был пожертвован в мызскую Архиерейскую церковь. Между тем время делало свое дело: к 1884 году многое пришло в ветхость, деревянная лестница, ведшая в верхнюю церковь вся сгнила; большое наводнение, бывшее в 1881 году, во многих местах подмыло самый фундамент церкви и сырость забралась внутрь храма, в верхнем этаже котораго появились трещины, и являлась, таким образом, крайняя необходимость в капитальных ремонтировках. Но Бог послал благотворителей, которые все устроили.

С 1884 года по настоящее время, при шестилетнем ктиторстве Архангельскаго купца Якова Максимовича Мерзлютина и брата его, нынешняго ктитора Григория Максимовича Мерзлютина продолжались церковныя ремонтировки почти безпрерывно. За это время, можно сказать, была ремонтирована вся церковь, начиная с фундамента: сделана каменная пристройка с западной стороны с двумя ведущими в верхнюю церковь каменными лестницами, обнесенными чугунными перилами, устроена каменная ограда с железною решоткою, содержится хор певчих и многое другое как для внутренняго, так и для внешняго благолепия церковнаго сделано за означенное время „на средства торговаго дома братьев Мерзлютиных“, так что по сие время ими употреблено на церковь более 10000 рублей. Но не бездействовало и церковно-приходское попечительство: так в 1887 году оно возобновило Димитриевский придел, а в следующий год устроило железную крышу на причтовом доме, который и ныне, по мере своих средств, продолжает ремонтировать. В 1890 году Архангельской купеческой вдовой Александрою Андреевною Селиверстовой в нижнем Благовещенском храме устроен прекрасный иконостас в память чудеснаго события 17 Октября, стоющий более 2000 рублей. В память того-же дивнаго события Архангельским купцом Андреем Филипповичем Белявским окрашены масляными красками стены и потолок в том же храме и сделано пожертвований для церкви разными вещами более чем на 1500 руб. Наконец, в настоящем году церковь ремонтирована с внешней стороны: исправлены и вызолочены железные кресты, сгнивший над колокольней шпиц заменен новым, вся крыша заново переделана, в верхней церкви устроены новыя рамы, вся церковь отштукатурена и выбелена, сторожка и мн. др. на что, с разрешения Епархиальнаго Начальства, употреблены в разное время пожертвованные досточтимым протоиереем И. Сергиевым 1100 руб., с добавлением значительной суммы из средств старосты Григория Максимовича Мерзлютина.

С основания первой Благовещенской церкви по 1805 год состав причта был одноклирный, по 1885 г. двуклирный, а затем по настоящее время опять одноклирный. При церкви сей служили Свяшенники:
1) Иоанн Тимоееев Селецкий с 1715 по 1722 г.,
2) о. Гавриил по 1742 г.,
3) Иоанн Васильев по 1750 г.,
4) Иоанн Резанов по 1753 г.,
5) Иоанн Коротаев по 1756 г.,
6) Василий Клерин по 1764 г.,
7) Артемий Калиновский по 1766 г., впоследствии поступивший в монашество в Михайло-Архангельский монастырь, где и скончался в глубокой старости;
8) Михаил Телов по 1770 г.,
9) Кирилл Ивановский, живописец, овдовев в 1771 г. постригся в монашество.
10) Стефан Резанов по 1772 г.,
11) Василий Григорьев Шилов по 1796 г.,
12) Василий Титов с 1796 до 1808 г.,
13) Афанасий Рожин с 1808— 1820 г., служивший совместно с
14) Алексеем Ключаревым с 1806. г., (впоследствии епископ Екатеринославский). С 1805 года увеличение состава причта (два Священника, диакон и два причетника) произошло вследствие просьбы Архангельскаго купца Василия Алексеевича Попова „для ежедневнаго поминовения родителя его Алексея Попова“; но Епархиальное Начальство дало свое согласие на такое увеличение состава причта лишь с обязательством из его В. Попова средств „на обоих священников и церковнослужителей каждогодно давать по 150 рублей и сверх того стараться о приращении их доходов каковую сумму он действительно и продолжал выдавать до 1819 г. За сим, совместно служили священиики:
15) Василий Тырыданов с 1819--1835 г., и с ним последовательно
16) Михаил Калиновский 1820—1823 г.
17) Павел Знаменский (кандидат С.-Петербурской Дух. Академии) 1824—1828 г. и
18) Петр Павловский 1828—1832 г. В 1832 году прихожане Благовещенской церкви купцы Петр Маляхинский, Афанасий Амосов, Матеей Первушин, Иван Демидов и Михаил Непенин с церковным старостою Афанасием Плотниковым вошли к Преосвященному Георгию с прошением „при сей церкви оставить одного священника, а другаго вовсе излишняго куда либо переместить, так как скудный доход недостаточен для содержания другаго священника Просьба была удовлетворена и при церкви остался один Священник.
19) Александр Аникитич Колчин 1836—1846 г.
20) Николай Петрович Токарев с 1846 по 1859 г.,
21) Петр Никифорович Кремлев 1859—1868 г.,
22) Фантин Александрович Леонтиевский 1868—1874 г.,
23) Иоанн Михайлович Ивановский (впоследствии.протоиер. Соломбал. собора) с Февраля 1874 по 10 Июня того же года,
24) Протоиерей Георгий Филиппович Костылев 1874—1880 г.,
25) Священник Михаил Иванович Сибирцев (ныне протоиерей Рождественской ц.) 1880—1883 г.,
26) Священник Захарий Александрович Колчин (ныне протоиерей Кафедр. собора) 1883—1888 г.,
27) Священник Павел Васильевский , с 26 Февраля 1888 г. по 18 Июня того же года и
28) ныне здравствующий Священник Михаил Андреевич Усердов 39 л., студент семинарии, в сане священника с 24 Сент. 1879 г., в настоящем приходе с 18 Июня 1888 г. При нем псаломщик Павел Андреев Ульяновский, уволенный из 2 кл. Тотемской учительской семинарии, на епархиальной службе с 1889 г., при настоящ. приходе с 4 Авг. 1893 г. В настоящее время причт состоит из священника и псаломщика. Причтовый дом находится не далеко от церкви. Земельных и других угодий при церкви нет. В 1821 году был куплен с аукциона деревянный дом за 1500 рублей, находившийся на восточной стороне вблизи церкви, со службами и землею, коей с лицевой стороны было 13 саж., а по задней поперечника 10 саж., длинника же 142 сажени, как и значится по крепостям. Но за ветхостью его, в 1829 году он был заново перестроен. Через 40 лет дом сей так обветшал, что он был распилен на дрова церковные, а священно-церковно-служители стали жить в двухэтажном доме, пожертвованном майорскою вдовою Пелагиею Алексеевною Леонтиевою, урожденной Поповой, находящемся в Шенкурской улице. В период времени 1805—1832 г., когда причт состоял из двух священников, диакона и двух причетников, низшие члены причта жили на частных квартирах, нередко платя за постой „своими деньгами“. Кроме 150 рублей, выдаваемых В. Поповым на содержание причта с 1805 г. по 1819 г., в дополнение к содержанию причта Благовещенской церкви (как и причтам других градск. церквей) с того-же времени выдавалось из думы по 40 рублей ежегодно, вместо крестнаго по домам хождения, но в 1842 году выдача их была прекращена. В настоящее время причт жалованья ни откуда не получает и содержится „доходами за требоисправление", которых в год получается до 800 рублей, процентами с церковно-причтоваго капитала в 2745 р. и 8855 рублей. Население прихода сей церкви состоит большею частию из мещан, отставных солдат и крестьян; по духовным росписям сего года в числе 125 дворов значится только шесть купеческих.

При церкви существует церковно-приходская школа, до 1889 года именовавшаяся школою грамоты, открытой 16 Августа 1886 года; помещается в причтовом доме; в ней в 1898 г. обучалось 9 мальчиков и 18 девочек. Учительницею со времени открытия школы состоит кончившая курс в епарх. женском учил. девица Е. Макарова, получающая 84 р. в год из средств Епарх. Училища. Совета и от 50 к. до 1 р. в месяц от родителей учащихся. Церковноприходское попечительство открыто в 1884 году, которое хотя и не располагает постоянными денежными средствами, но, по мере надобности, наприм., на ремонт и за страховку дома, собирает посильную жертву с каждаго своего члена.

Наверх