Царю Государю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всеа великая и малыя и белыя России Самодержцу, бьют челом сироты твои Арханхельсково города соцкой Прошко Онфимов Городчиков и все посадские людишка Архангельсково города.

Жалоба Государь нам на торговых иноземцов Галанские и Анбурские и Бряменские земель: живут они иноземцы у Архангельсково города с нами сироты твоими посадскими людишками в ряд, и поставились они иноземцы своими выставочными дворами на Наши на тяглые места, а на твои Великого Государя гостиные торговые дворы, которые у Архангельсково города оне иноземцы дворами своими наставились,

и теми своими выставочными дворами оне иноземцы тех земель нашу искони вечную мирскую дорогу заперли, и скотишку нашему на мирскую искони вечную дорогу от их дворов учинился запор, и проходу скотишку нашему нет, и нам сиротам твоим для дороги проходу нет, и прохожей мост оне разломали и разбросали, а числом у них иноземцов выставочных дворов на наших тяглых местах у Архантельсково города осьмнадцать.

А дворы Государь оне иноземцы поставили с анбарами и с погребами и с выносными поварнями, мерою под двором по сороку сажен и больше. Да с нами ж, Государь, сироты твоими поставился в ряд иноземец Яков Романов Снип возле наши мясные лавки двума анбары, да иноземец Вахрамей Иванов поставил за мясными нашими лавками поварню с речную сторону для ради топленья говяжья сала и кожного сушения; и тем оне иноземцы Яков да Вахрамей наши мясные лавки заперли.

А от вахрамеевы поварни нам сиротам твоим со скотишком к мясным лавкам приезду и проходу не стало, и тем запор учинили. И тех, Государь, земель оне иноземцы выставочные свои дворы и анбары и погребы и поварни отдают в кортому своей братьи торговым иноземцам, и тем оне иноземцы корыстуютца, а мы, Государь, сироты твои бедные людишка от тех выставочных дворов и анбаров и погребов и поварен в конец погибли, обнищали и обдолжали великими долги, что оне иноземцы завладели нашими тяглыми месты, а твоих Великого Государя податей с нами сироты твоими с тех наших тяглых мест в ряд не платят.

Да оне же иноземцы разъезжают по волостем и покупают у волостных крестьян скот и рыбу и всякой харч, и тем оне иноземцы покупкою своею нас сирот твоих изгоняют, а твою Великого Государя тем отъезжими торги с волостными крестьяна оне иноземцы пошлину обводят, и пошлины не платят, а у нас сирот твоих не покупают.

А у нас, Государь, сирот твоих никаких больших торгов нет опроче мяса и рыбы и всякого харчю, и от того мы сироты твои от них иноземцов в конец погибли.

Милосердый Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всеа великия и малыя и белыя России Самодержец, пожалуй нас сирот твоих, вели Государь в том свой царской милостивой указ учинить, и вели Государь им иноземцам с тяглых наших мест, что под их дворами твои Великого Государя всякие подати с нами сироты твоими в ряд платить, чтобы, Государь, нам сиротам твоим от их выставочных дворов и от дорожного и лавочного запору, и что завладели по дворы нашими тяглыми месты и отъезжими их торги по волостем разъежаючи в конец не погинуть и достальным бы людишкам врознь не разбрестись.

Царь Государь смилуйся пожалуй.

На обороте свитка:

К сей челобитной Архангельского города Спаской поп Иванище Романов вместо посацких людей Архангельского города, детей своих духовных, руку приложил.

К сей челобитной Архангельского города соцкой Прошко Онфимов руку приложил.

К сей челобитной вместо отца своего Федора Андреева по его велению сынишко его Васька руку приложил.

К сей челобитной Кондрашка Игнатьев руку приложил.

К сей челобитной Матюшка Дмитреев Ваганов руку приложил.

К сей челобитной Петрушка Корнилов руку приложил.

К сей челобитной Федька Миронов руку приложил.

РОВ (1664) года марта в BI (12) день дать Государеву грамоту на Двину к окольничему и воеводе, велеть про то сыскать, и буде живут на тяглых дворовых местах, а ставили дворы без Государевых грамот, и теми дворами учинили им тесноту, и которыми дворами учинили, те дворы велеть снесть, а которым дворам быть можно, а поставлены на тяглой земле, тем с дворов своих велеть платить тягло в мир сверх оброку буде оброк платят.

Наверх