Чуть севернее Михайло-Архангельского монастыря, в центре одного с ним городского квартала, между монастырем и Въезжим проспектом (название по схеме города 1868 года) архиепископ Вениамин строит одно из первых в Архангельске двухэтажное кирпичное здание. В комплексном предпроектном исследовании 1984 года Л. Попова пишет, что комплекс зданий архиерейского дома — Духовного училища состоит из пяти каменных зданий, сооруженных в разное время.

Главный корпус этого комплекса состоит из двух зданий: архиерейского дома и Духовного училища. Наиболее раннее из них — архиерейский дом. Это двухэтажное кирпичное здание с подвалом было построено в 1779—1784 годах архитектурным помощником Конторы Экономии П. Родионовым. В связи с ветхостью прежнего деревянного дома архиепископ Вениамин обратился в Святейший Синод в 1775 году с прошением о строительстве каменного дома. Отношение Вениамина было препровождено в Коллегию Экономии и на рассмотрение Екатерины II, Указ которой был не только одобрительным, но и действенным.

Из Коллегии Экономии было отпущено на строительство дома и двух флигелей 18 886 рублей. Закладка фундамента была произведена 8 июня 1779 года самим архиепископом Вениамином. Но в 1783 году строительство здания было приостановлено из-за нехватки средств, не доставало 6 000 руб. И снова по указанию Екатерины II из Вологодской Казенной палаты была ассигнована эта сумма. Строительство было завершено 19 мая 1784 года. В Атласе Архангельской губернии 1797 года существуют описание его и чертеж с планом. Здание построено в три этажа и покрыто железною кровлею. Нижний этаж устроен со сводами и в нем — кухня с очагом для квасоварни и сухие погреба. В восточном углу второго этажа — церковь. В западном фасе находятся жилые покои и два зала. Третий этаж занимали летние покои. В 1835 году в доме был пожар, после ремонта он был освящен в 1838 году.

Вид с северо-востока

В 1869 году корпус архиерейского дома освобождается для Духовного училища. В связи с этим с 1899 по 1903 годы была выполнена реконструкция архиерейского дома и к нему пристроено новое каменное двухэтажное здание. Находившийся рядом одноэтажный корпус, построенный еще в XVIII веке, был разобран, а на его месте построен двухэтажный для училища; оба здания были объединены общим коридором. Проект и смета на переустройство здания Духовного училища были составлены архитектором Ивановым. Существующие планы этажей, чертеж здания 1901 года показывают размещение помещений: ученические классы на первом этаже, церковь и квартиры, классы во втором этаже — в новом помещении. В старом корпусе на месте прежней церкви устроен актовый зал, соединяющийся арками с библиотекой; церковная паперть переделана в учительскую комнату; прежняя учительская комната в приемную для посетителей; все старые двери и оконные рамы заменены новыми; перебраны и стены входного крыльца; ретирадные места расширены сделанною каменною пристройкою.

Строительство нового здания обошлось в 50 000 рублей, ремонт старого здания в 10 000 рублей.

Ремонт начала XX века изменил вид здания. Архиерейский дом приобрел облик, дошедший до нас. На 1901 год изменилось и планировочное решение всего архиерейского комплекса. Из прежних зданий (XVIII века) сохранился лишь одноэтажный каменный флигель с треугольными фронтонами на боковых фасадах. Стены флигеля венчает тонко прорисованный карниз, частично сохранились наличники окон.

Западная сторона здания

Главный корпус так и дошел до нас соединенным из двух зданий, построенных с разрывом во времени в 120 лет. Как видим из чертежей 1901 года, архитектор и благословивший его заказчик ставили своей задачей объединить оба корпуса единой стилевой композицией. Предлагалось переработать фасады старого корпуса и вместе с фасадами нового решить все здание в духе господствовавшей тогда эклектики в одной из ее разновидностей — стилизации в ключе классицизма-ампира. Судя по результатам, можно предположить, что строительство шло тяжело, с переделками и поисками, с нехваткой средств, или были еще какие-то причины, мешающие его благополучному завершению. Но по этим каким-то причинам проектное решение 1901 года до конца не было доведено, мало того, по дошедшим до нас постройкам видно, что фасады старого здания не претерпели изменений, даже не были разобраны части здания, предлагаемые проектом к сносу, и не были возведены новые, предусмотренные проектом стены на их месте. Сохранились предлагаемые к разборке полуротонда с примыкающими к ней стенами с северной стороны здания, сохранились нетронутым южный, восточный и северный фасады. Исчез только западный, к которому и был пристроен новый корпус Духовного училища, фасады которого оставлены в кирпиче неоштукатуренными и не доведенными до детализации проектного решения 1901 года. Во всяком случае мы сегодня видим более поздний корпус училища в, казалось бы, своеобразном «диффузном» стиле, соединившим в себе стилизацию ампира, кирпичного стиля с общей легкой окраской стилем «модерн». Корпус ясно не достроен. Это не тот кирпичный стиль, который характерен для многих зданий Архангельска. В последнем видны вкрапления из белого камня или оштукатуренные элементы, на контрасте с красным кирпичом создающие законченную композицию как по материалу стен, так и по цветовому замыслу. В этом повторяющемся в Архангельске во многих постройках «диффузном» стиле фактура и цвет кирпича применены натуральными, без оштукатуривания и покраски, на самом чистом материале, как правило, строится композиционный замысел. В нашем случае этого нет. Здесь видно, что дом просто был не достроен, Замысел проекта очевиден создать вместе со старым зданием единую композицию в классическо-ампирном ключе и, конечно же, полностью оштукатурить новый корпус, как и старый. Но, вероятно, нехватка средств заставила закончить новый корпус без штукатурки, оставив на фасадах обнаженным кирпич, используя, видимо по необходимости, тот предлог, что кирпичный стиль тогда тоже был модным.

Архиерейский дом с севера

Вышеотмеченное описание архиерейского дома как постройки в три этажа в нашем понимании воспринимается как здание двухэтажное с полуподвалом, который в описаниях трактуется первым этажом. И на старом чертеже фасадов 1901 года виден этот полуподвал. Уровень земли на фасаде показан на высоте половины нормального окна. Возможно, вначале это был цокольный этаж, с наращиванием культурного слоя вокруг здания превратившийся постепенно в начале нашего века в полуподвал; до нас он дошел уже подвалом с верхушками окон в цоколе здания.

Стены цоколя архиерейского дома облицованы естественным светлым камнем среднего размера. Подвальные оконные проемы перекрыты клинчатыми лучковыми, с небольшим подъемом, перемычками из блоков такого же камня в плоскости цокольной стены, без выступов. Цоколь толще вышележащей стены, выступающая его часть покрыта одним рядом такого же камня, создающим завершение цоколя криволинейного фигурного профиля, Этот ряд служит базой для стены.

Южная стена училища.

Южная парадная стена (вход был со стороны двора с севера) разделена на пять частей, из которых три чуть выступающих ризалита и две слегка западающие плоскости стены между ними, каждая шириной в четыре окна. Средний ризалит широкий — в пять окон, а два крайних узкие, всего по два окна в каждом. Эти крайние ризалиты как бы заворачивались на торцевые фасады здания, образуя и там по два угловых ризалита в два окна, точно таких, как и на южном фасаде. Такой ризалит восточного фасада сохранился, а западные, видимо, застроены новым корпусом. Окна первого этажа этих крайних ризалитов обрамлены наличником с двумя кронштейнами у верхних углов проема. На кронштейнах поставлен фронтон, В импане под фронтоном между кронштейнами плоский простой рельеф в виде филенки с кругом в центре. Под окном горизонтальная полочка криволинейного профиля. Окна второго этажа этих крайних ризалитов лишены каких-либо украшений — чистый прямоугольный проем.

Над каждой четверкой окон угловых ризалитов (два окна на продольном, южном, фасаде и два на торцевом, на сегодня оставшемся восточном) нависает сплошной, на весь ризалитный угол, антаблемент, архитрав которого очень узенький, из двух прямоугольных тяг, нависающих одна над другой. Фриз высокий и совершенно гладкий и пустой. Над ним многопрофильный богатый карниз с сухариками в средней части. Карниз этот одинаковым профилем проходит по всему периметру здания. В простенках между окнами второго этажа равной с оконными проемами высоты размещены широкие и короткие пилястры с тремя каннелюрами, базой и плоской низкой капителью. Пилястры эти — странный отголосок триглифа дорического ордера, но в отличие от дорических триглифов каннелюры (желобки) эти имеют форму в плане не треугольную, как требует ордер, а прямоугольную. Эти плоские на фасаде вертикальные углубления-желобки по концам заканчиваются закруглениями. Странный прием для классицизма! Широко применялся аналогичный прием в древней русской архитектуре,— прием висячих полуколонок в аркатурном фризе. Здесь же «висячие» триглифные отрезки пилястр — скорее прием эклектики. Предположению, что это следы позднейших переделок, мешает отсутствие срубки кладки предполагаемых более ранних пилястр на высоту двух этажей. Во многих местах ниже триглифов штукатурка отвалилась, кладка стены обнажена и хорошо просматриваются ряды целых, не сколотых кирпичей.

Архиерейский дом. Вид с юга.

Оформление проемов первого этажа центрального ризалита слегка отличается от боковых. Проем оконтурен чуть западающей неширокой рамкой. Под проемом сандрик в виде горизонтальной полочки с двумя плоскими кронштейнами по краям. Эти кронштейны напоминают мотив висячих полотенец в русской деревянной народной архитектуре, но внизу, как и в дорическом триглифе, висят «слезинки», только их не шесть, как полагается в ордере, а только три. Над каждым таким кронштейном, на полочке, плоский выступающий круг. Над окном, выше горизонтальной перемычки — выпуклая плоская, почти квадратная филенка с прямоугольным небольшим вырезом по центру снизу. Филенка равна по ширине проему. Над филенкой — горизонтальный прямой сандрик сложного профиля с рядом мелких сухариков в средней части. Над окнами второго этажа архитрава и фриза нет. Только над тремя средними окнами, объединяя их, расположена прямоугольной горизонтальной скобкой тяга сложного профиля, выше которой находится единый для всего дома карниз. Скобка-тяга, как и триглифы-пилястры, не укладывается в каноны ордера, не только дорического, но любого. Здесь налицо веяния эклектики и свободной фантазии на тему классических ордеров. Фантазия эта, правда, весьма дурного вкуса.

Проемы стен между ризалитами оформлены намного проще. На первом этаже вокруг окна углубленная рама, под окном прямоугольная неглубокая ниша, напоминающая ширинку древнерусского зодчества. Над проемом выступающая филенка, нижняя грань которой имеет форму почти плоской арочки.

Училище с северной стороны

Северный фасад дома более изрезан в плане и в объемах, проемы оформлены аналогично южному фасаду, но здесь, больше следов реконструкций и переделок.

Наверх