В конце XIX века было уделено большое внимание благоустройству набережной Северной Двины. Древнейшие сооружения — обрубы, укреплявшие берег, ремонтировались, строились новые. Обрубы представляли собой деревянные подпорные стенки в виде срубов вдоль берега. Сверху они имели настил и на них нередко ставили отдельные постройки. Обрубы с XIX века устраивали в виде забитых в берег свай, которые возвышались над водой, вверху их крепили горизонтальными бревнами. Такие обрубы были на всех трех пристанях: Буяновой, Рыбной и Мясной, сооруженных в XIX веке в районе бывшего Юрьего Звоза.

На планах 1897 и 1910 годов показаны пристани уже названные и новые — Соборная, построенная в 1890 году, и пристань Дальнего плавания.

Соборная пристань

Соборная пристань расположена против улицы Соборной (К. Либкнехта). Она была построена на месте временной плавучей пристани. Название свое унаследовала от расположенного в то время рядом кафедрального собора. В 1920-х годах ее переименовали в Октябрьскую, а в настоящее время называют Красной пристанью, по аналогии с рядом расположенной Красной пристанью. В 1924 году на Соборной пристани стояли деревянные временные склады и пакгаузы. Очевидно, они были построены в 1923 году, так как на плане 1922 года их нет.

В 1908—1912 годах эта пристань была перестроена. Убрали все временные склады.

В 1983 году в связи с установкой шхуны «Запад» были также произведены строительные работы: частично убрали старые сваи, заменили их на железобетонные, причал заасфальтировали.

Пристань речного пароходства

Банковская пристань расположена против Банковского переулка, по которому и была названа. Это бывшая мясная пристань. В 1908—1912 годах была переоборудована для судов каботажного плавания. Она была значительно удлинена и расширена. Получила в конце концов Г-образный план.

Таможенная пристань

Таможенную пристань в 1913—1914 годах реконструировали под пристань для судов дальнего плавания. С этого времени она и стала называться пристанью Дальнего плавания. Затем ее переименовали в Красную пристань. Так она называется и в настоящее время. Эта пристань является памятником морской славы города. Отсюда ушел в полярное плавание Г. Я. Седов на шхуне «Святой мученик Фока». От этого причала уходили суда Карских экспедиций, полярных и многих других. В плане пристань имеет Г-образную форму.

Пристань дальнего плавания

Воскресенская пристань располагалась против Воскресенской улицы (ул. Энгельса). В 1910—1912 годах удлинили причал, который стал использоваться для швартовки шлюпок и паровых катеров. Позднее ее частично перестроили. В плане пристань имеет вид ломаной линии.

Воскресенский ковш

Рыбная и Буяновская пристани не сохранились,— их подмял под себя Дворец пионеров.

Наверх