Вместо сгоревшей, по благословенным грамотам Питирима, митрополита Сарскаго и Подонскаго, от 15 Марта и 10 Июня 1664 года, сооружены были два деревянных-же храма: один холодный во имя Преображения Господня с приделами Рождества Пресвятыя Богородицы и Святителя Николая на месте прежняго погоревшаго храма и другой теплый во имя Богоявления Господня на месте прежней колокольни, вместо которой устроена была другая на новом месте. Эти два храма снова сделались жертвою пламени на 20 Октября 1681 года и вновь возстановлены: Богоявленский в 1683 г. по грамоте Корнилия, митрополота Новгородскаго, а Преображенский значительно позднее и освящен 1692 г. 26 Августа по благословению Преосвященнаго Афанасия. Богоявленская теплая церковь, устроенная в 1688 г., опять сгорела 28 Февраля 1719 года и не была возобновляема, так как еще в 1709 г. приступлено было уже к постройке нынешняго каменнаго собора; Преображенская же церковь, за ветхостью была разобрана около 1765 г., когда окончательно устроен был нынешний каменный собор.

Место, занимаемое нынешним каменным собором, по преданию, указано Императором Петром I во время пребывания его в городе Архангельске. Заготовка строительных материалов начата была в 1707 г. и велась церковными старостами (приказчиками)—по 1711 г. Иваном Звягиным, а затем Иваном Поповым. Средствами для постройки его служили церковныя суммы, доходы с церковных лавок и амбаров и доброхотныя подаяния. Жертвователями являлись как архангелогородцы, так и приезжие купцы и торговцы. Из них особенно крупными были: бывший таможенный подъячий Иван Богданов, пожертвовавший 500 рублей, и Федор Баженин, пожертвовавший вместе с собранными им от других дателей 309 руб. 27 алт. 4 ден.
„11 Октября 1709 года была заложена нынешняя каменная двухэтажная церковь на меете, указанном Государем „внутри древянаго города“. Нижний этаж, хотя и не вполне, был устроен чрез пять лет и ради нужды освящен 28 Сентября 1716 года, во имя Богоявления Господня, Преосвященным Варнавою.

Постройка-же верхняго храма была приостановлена вследствие общаго правительственнаго распоряжения, по которому все рабочия и строительныя силы устранены были на устройство С-Петербурга. Но в 1717 году Преосвященный Варнава, по просьбе соборнаго протопопа Каллиника с братиею и всех прихожан и жителей города Архангельска, решился ходатайствовать пред Императором Петром I о дозволении продолжать постройку верхняго этажа, чтобы нижний не подвергался вредному влиянию от сыростй и не развалился. Ходатайство это было уважено, и с 1718 года начались опять работы. Прежде сего закончен был постройкой нижний этаж, при чем в алтаре Богоявленскаго храма с южной стороны, в поминовение благотворителей - казанских купцов, устроен был придел во имя Казанской иконы Божией Матери, освященный 6 Июля 1720 года Преосвященным Варнавою и переделанный в 1748 году в нынешний Никольский придел при Преосвященном Вениамине.

Строение верхней церкви продолжалось 25 лет и было закончено уже 1743 году, Внутреннее же устройство этого величественнаго храма затянулось на долгое время: большой пожар в городе 26 Августа 1738 года, неустойчивость правительственных мер по отношению к торговле, система монополий и т. п. не только ослабили благосостояние многих из строителей, но и довели их за неоплатные долги до крайней бедности. И только при Екатерине II, уже во второй половине XVIII столетия, предпринявшей благодетельныя меры к оживлению торговли и поднятию благосостояния Архангельска, довершено было внутреннее устройство верхняго собора. По установке иконостаса и икон, писанных искусным в то время живописцем, устюжским мещанином Василием Холмогоровым, храм этот был освящен во имя Св. Троицы 18 Сентября 1765 года Преосвященным Иоасафом, переселившимся окончательно из Холмогор в Архангельск в 1762 году и наименовавшим этот новоустроенный собор Кафедральным. В 1775 году в алтаре этого храма с южной стороны, где теперь ризница, на средства архангельскаго купца Никиты Савина, сына Крылова устроен был придел во имя Преображения Господня и освящен 16 Августа 1775 года Преосвященным Вениамином. Но и сей каменный храм 26 Июня 1793 года в 8 часов по полудни сделался жертвою огня во время пожара, начавшагося с дома мещанина Ивана Климова, имевшаго пороховой склад. От порохового взрыва забросило головню на деревянную крышу собора, которая вследствие стоявшей жары тотчас-же запылала; прекратить распространение огня вследствие большой высоты собора не было никакой возможности; огонь проник во внутренность храма, и из соборнаго имущества и утвари спасена была только самая малая часть.

Внешний вид собора бывшаго до 1793 г. почти ничем не отличался от нынешняго: только главы были гораздо больше и устроены были на подобие нынешних монастырских, и крыты чешуею. Затем в верхний собор вела лестница с тремя площадками в нынешней паперти, вход в которую был с западной стороны, что, впрочем, долго было и после пожара. Для входа из паперти в трапезу - верхняго собора были устроены трое дверей. Над престолом главнаго алтаря была резная деревянная сень, поддерживаемая четырьмя витыми столбами. С внешней стороны она была вызолочена, а внутри посеребрена. В средине сени был образ отечества; над престолом висел голубь, выточенный из дерева и посеребренный. По краям сени было по три херувима на каждой стороне и по углам стояли четыре ангела: два с трубами и два с рипидами; на самой кровле сени с восточной и западной сторон был устроено по одному деревянному голубю с позолоченными сияниями. Жертвенник находился в северном полукружии и устроен был на подобие шкафа с стеклянными дверцами. В верхней части жертвенника было изображение Распятия Господня, над жертвенником трехугольник с сияниями: - солнцем, луною и звездами, а внизу жертвоприношение Авеля и Канна. В иконостасе южнаго придельнаго Преображенскаго храма, кроме местных икон, во второй линии были в клеймах восемь изображений из истории Страданий Христовых и образ Усекновения главы Иоанна Предтечи. Над диаконскими дверями две шестиугольных иконы с ликами пророков. В верхней части иконостаса в двух клеймах лики пророков и праотцев, и в двух киотах изображения входа Господа во Иерусалим и Воздвижения Честнаго Креста. В панелях под местными иконами были 9 разных изображений из евангельской истории, напр.: Уверение Фомы, блудница, помазавшая ноги Спасителя миром, беседа Христа с Самарянкою, плавание Апостолов по Галилейскому озеру со Христом и др. Иконостас главнаго Троицкаго Собора был четырехъярусный, столярной гладкой работы, выкрашен зеленою краскою, исключая карнизов, - рам у икон и киотов, которые были вызолочены. Во втором ярусе, кроме обычных икон, у южной стороны были образа: „1) Егда рече Господь к жидам, кого ищете“. 2) „Егда бияху Его связаннаго прегибающе колена“, и у северной: омовение ног и отвержение Петра. Над тайною вечерию находился образ Спасителя в молении, а над последним  трехугольник с золоченым сиянием и в нем надпись: о Феос. По обеим сторонам южной (диаконской) двери на особых косяках стояло по ангелу; из них один держит лестницу, другой - губу и трость, - у северной двери - один с молотом, другой - с гвоздием. У ближайшаго к иконостасу столпа с правой стороны устроено было офицерское место с решеткою; у соответствующаго же столпа с левой стороны стояла кафедра для проповедников о нескольких ступеньках, поддерживаемая резною фигурою человека. У перваго от входа столпа с левой стороны—впереди его (т. е. к востоку) устроено было особое место для г.г, статских, обитое зеленым сукном и окруженное перилами со створными дверцами. Левая или северная часть храма от столпов в этой части до северной стены предназначалась для женщин и отгорожена была перилами от пространства между столпами. На большинстве икон, находящихся в иконостасах, а равно на стенах и на столпах были весьма ценныя украшения из золота, серебра, жемчуга и драгоценных камней. Из этих немногих замечаний о внутреннем виде верхняго соборнаго храма до пожара 1793 года видно, что он был вполне благоустроен и благолепно украшен. Тоже самое можно сказать по данным той описи 1783 г. и о нижнем храме. Не мудрено, что лишение такого храма с одной стороны повергло тогдашних жителей в глубокую печаль, и с другой—возбудило в них сильное желание возобновить и возстановить его прежнее благолепие. Во главе этого дела стал тогдашний преосвященный Вениамин. Прежде всего он покрыл на время своды и главы деревянною крышею, оштукатурил стены и потолки нижняго собора, сделал иконостасы как для главнаго Богоявленскаго храма, так и для придельного, - переименованного тогда-же из Казанскаго в Никольский - в память древняго придела в деревянном соборе и по желанию благотворителей - Вятских, Орловских и Севских купцов, и освятил первый из них 11 Декабря, а второй - 18 того-же 1793. После того старанием того-же Преосвященнаго приступлено было к возобновлению верхняго храма. Прежде всего на пожертвованныя архангельскими и иногородными купцами деньги временная деревянная крыша в 1794 г. была заменена железною. Верховажский мещанин Василий Лобанов, по договору с Преосвященным, в течение одного года устроил иконостас для Троицкаго храма за 800 рублей, по проэкту известнаго в то время архитектора и живописца Феодора Алексеевича Леберовскаго, и установил его на место не выкрашенным. В том-же 1794 году из С.-Петербурга вызваны были два живописца: Губернский Секретарь Семен Стефанов Новоселов и академик 14 класса Степан Семенов Курляндцев, которые в 2 1/2 года украсили весь верхний храм стенописыо за 10000 рублей и написали иконы праотцев, пророков и апостолов для иконостаса за 3000 рублей. Но Преосвященному Вениамину не пришлось дождаться окончания работ: он был переведен в Нижегородскую епархию. Вместо него прибыл 4 Января 1799 года на Архангельскую кафедру Преосвященный Аполлос, который и освятил этот храм 6 Июня 1799 года (в день пятидесятницы), при чем иконостас оставался не только не золоченым, но и даже некрашенным. Дальнейшую постройку продолжал преемник Аполлоса (14 Мая 1801 года) Преосвященный Евлампий, прибывший на кафедру 14 Декабря 1801 года. Собравши значительное количество денег от архангельских и иногородных купцов, он подрядил в 1802 году Вологодскаго мещанина Ивана Васильева Дружинина за 20000 руб. переделать среднюю часть иконостаса по данному рисунку, покрыть его червонным золотом на полимент и украсить пристойною резьбою. Вся эта работа исполнена была в два года. По окончании всех работ по возстановлению собора, стоивших вместе с оградою вокруг его до 100000 рублей ассигнациями, этот храм вновь освящен был 28 Мая 1805 года в день св. Пятидесятницы. Иконостас этого храма стоит и по ныне и поражает своею величественностью и богатыми украшениями. Тем более он поражал в то время: недаром покойный Государь Александр I, посетивший этот храм 30 Июля 1819 года, высказал: „заслуживает внимания по своему благолепию", а разсматривая четырехстворчатыя царския двери, тот-же Августейший Посетитель, так отозвался об них: „Я всю Россию дважды объехал; но таких царских врат нигде не видел". Так блистательно возстановлен был верхний Свято-Троицкий храм на утешение тем, которые сильно печаловались о сгорении прежняго. Что же касается придельнаго Преображенскаго храма, устроеннаго в 1775 году в южной части алтаря, то он не был возстановлен после пожара, а на месте его устроена была ризница со шкафами (как и по ныне), По этому, в начале настоящаго столетия в соборе было только три престола: Свято-троицкий—в верхнем этаже и Богоявленский с Никольским в нижнем. С течением времени устроены были еще три придельных храма. Так 1817 году Вятские, Слободские и Орловские купцы, по благословению Преосвященнаго Парфения, устроили придел во имя Николая Чудотворца в южной половине трапезы в верхнем храме, каковой храм был освящен тем-же епископом 22 Августа 1818 года. Этот храм, пришедший в ветхость к половине нынешняго столетия, вновь устроен был усердием тех-же Вятских купцов и освящен (2-й раз) 29 Июля 1858 года Преосвященным Александром. В 1888-34: годах Устюжский 1-й гильдии купец Илия Яковлев Грибанов и Вологодский 2-й гильдии купец Василий Алексеев Колесов в северной части трапезы верхняго храма построили на свой счет придельный храм в честь Преображения Господня, который и был освящен 26 Августа 1834 года Преосвященным Георгием. Этот храм, по случаю перестройки трапезы, вновь освящен 9 Сентября 1861 года Преосвященным Нафанаилом I. Так как этот храм от времени пришел в ветхость, то на том-же месте в 1877 году Архангельским купцом Матвеем Семеновичем Рыниным был устроен новый - Преображенский-же, вполне тождественый с южным придельным храмом Никольским, и освящен Преосвященным Макарием 24 Июня 1877 года. Так устраивались приделы верхняго этажа.

Что касается нижняго Богоявленскаго храма, то в трапезе его с южной стороны усердием Архангельскаго купца йвана Пфтровича Маленькова в 1852 году был устроен и 30 Ноября того-же года ,освящен епископом Варлаамом придел во имя Введения во храм Пресвятыя Богородиды. За обветшанием иконостаоа этого храма, на том-же месте в 1878 году устроен был вновь (ныне существующий), весьма богатый по украшениям, Введенский-же придел Архангельским 1-й гильдии купцом Кириллом В. Шингаревым и освящен 8 Декабря того-же года Преосвященным Макарием, Что касается остальных двух храмов нижняго этажа: придельнаго-Никольскаго и главнаго — Богоявленскаго, то в 1-м из них прежний иконостас (1793 г.) в 1833—1834 г.г. заменен был богатым и прекраоным новым по усердию Вятсишх куддов, а в 1880 году опять возобновлен шкдивением Архангельской купеческой вдовы, потомственной дочетной гражданки Павлы Михайловны Шингаревой; второй-же Богоявленский храм на средства той-же вдовы Шингаревой был переделан совершенно заново (кроме местных икон) в 1881 году.

В дополнение к истории церквей архангельскаго собора считаем нужным сказать несколько слов о настоящем внешнем и внутреннем виде его.

Каменный собор устроен на подобие корабля, имеющаго 22 сажени в длину и 11 саж. 2 арш. в ширнну, кроме паперти в 61 саж. в длину и 33 саж. в ширину. Восточная часть собора — алтарь состоит из 3-х полукружий в шесть саж. вышины до крыши каждое, из них среднее выдается из боковых на 1/3 аршина вперед. Высота различных частей собора не одинакова: алтарь и трапеза в 6 саж. до крыши, средняя часть от основания до крыши 12    сажен; высота средней главы до крыши и кончая пятиаршинным крестом равняется 12 саж., так что высота всего собора от основания до вершины креста — 24 сажени. Вся крыша соборнаго храма железная, на алтаре и трапезе на 3 ската, на средней части у глав на 4 и на паперти на 2 ската. Все пять глав усеяны жестяными вызолоченными звездами, шейки, яблоки и деревянные кресты обиты жестью и позолочены червонным золотом (значительно ныне потемневшим). Все стены собора оштукатурены и выбелены; на восточной—алтарной стене две большиих картины: явление Аврааму 2-х странников и чудо Архистратига Михаила в Хонех. Всех окон в нижнем этаже 17. В верхнем соборе окна (не считая находятщихся в главах) расположены в три ряда: в первом ряде 19, во втором ряде (только в передней части храма) 6 по 8 с северной и южной сторон, в третьем 9 круглых окон по 8 с северной, южной и западной сторон. В средней главе 8 окон и в 4-х угольных по 6 окон в каждой, так что всех окон в соборе 88. Всех входов в нижний собор четыре: один с западной стороны, другой — с южной, третий — с северной в среднюю часть храма и четвертый — с северной-же — в алтарь; вход в верхний собор один внутри паперти по лестнице, выводящий сначала к западной стене паперти и разделяющейся после того на две лестницы, из которых одна ведет вдоль северной стены и другая вдоль южной и выводят на площадку пред западными дверями верхняго собора. Нижний этаж храма отделяется от верхняго каменным сводом, служащим для нижняго этажа потолком, и для верхняго — полом. Свод этот опирается 1) на боковыя стены, 2) на две поперечных, из которых одна — в 3 аршина толщины — отделяет алтарь от средней части и другая—в 2/3 аршина толщины отделяет среднюю часть от трапезы, и 3) на четыре четырехгранных столба, имеющие по 16-ти аршин в окружности. Стены и _ столбы, проходя в верхний еобор, служат основанием для сводов верхняго этажа, на которых устроены стропила для крыши средней части верхняго собора, а на четыре столба давят 4 угольных главы. Две поперечныя стены, проходящия от основания собора чрез нижний и верхний этажи до сводов последняго, дают всем частям нижняго и верхняго собора одинаковый размер, а именно: ширина во всех частях собора между северной и южной стенами 10 саж., длина алтаря от средняго полукружия до первой внутренней поперечной стены, отделяющей его от средней части, 5 сажен, а со стеною (т. е. до солеи) 6 сажен; от этой стены или от иконостаса до другой внутренней же стены, отделяющей среднюю часть от трапезы, 9/3 сажен; длина трапезы 4 сажени 2 аршина. Высота алтаря в верхнем соборе 7    аршин 10 вершков, трапезы — 8 арш. 2 вершка, а средней части от пола до глав до 4 сажен.

Стены и своды алтаря и средней части храма, равно как и четыре столба оштукатурены, выкрашены белою краскою и богато украшены стенописыо, стоившею 18000 руб. ассигнациями. Солея и алтарь возвышены над среднею частию храма на две ступеньки. Амвон выдается из солеи полукругом. От северной до южной стены по краю солеи устроена железная решетка. Вышина алтаря нижняго собора 6 аршин 10 вершков, средней части и трапезы 7 аршин, Потолки и стены оштукатурены и везде выкрашены масляною краскою. Солея и алтарь возвышены на 7 вершков сравнительно с полом средней части и отделяется от нея железною же решеткою. Между двойными рамами нижняго этажа, имеющими 3 аршина 97 вершк. вышины и 1 арш. 9 вер ширины, вставлены прочныя железныя решетки; таковыя-же имеются в нижнем и среднем рядах окон верхняго этажа.

В верхнем этаже три алтаря: главный во имя Святыя Троицы в десять сажен ширины, в 6 саж. длины против средняго полукружия. Престол этого алтаря кипарисный (6 пуд. 20 фунтов), имеет 1 аршин 6 вершк. в вышину и 13 арш. в ширину и длину; утвержден на возвышении о двух ступеньках, имеющем в длину 6 арш. 7 верш и в ширину 4 арш. 15 вершков. На нем верхняя одежда медная чеканная, высеребренная чрез огонь с чеканными изображениями: на западной доске Тайной вечери, на южной — Св. Троицы, на восточной Воскресения Христова, на северной — Богоявления; на верхней-же доске — резное изображение плащаницы. Эта одежда приобретена и освящена 12 Мая 1847 года Епископом Варлаамом.

Из вещей находящихся в этом алтаре, особенно замечательны два грандиозных дубовых шкафа лицевыя стороны которых украшены редкостными резными фигурами Св. Апостолов. В южной части алтаря помещаются обыкновенные шкафы для ризницы. Величественный четырех-ярусный иконостас этого храма вызолоченний по полименту, украшенный резьбою и колоннами Коринскаго ордена, служит лучшим украшением его. Шесть местных икон этого иконостаса, сохранившияся от пожара в 1793 году, писаны искустным живописцем, устюжским мещанином Василием Холмогоровым. Некоторыя из местных икон украшены богатыми серебрянными ризами. Второй ярус занят изображениями апостолов, третий — пророков и четвертый — праотцев. Царския двери четырехстворчатыя, вполне раскрываются только при архиерейском служении, при чем бывает виден весь алтарь; при священническом же служении открываются только две средних четверти. За ними завеса раздвигается на две стороны; над ними золоченный балдахин, украшенный Императорскими регалиями, обрамленный малиновым бархатом с позументами и кистями. У ближайшаго к иконостасу праваго столба находится царское место под балдахином. У западной стены устроены хоры, подерживаемыя колоннами Ионическаго ордена и замечательныя своею легкою винтообразною лестницею, устроенною по проэкту г. Либеровскаго. В трапезе, верхняго храма находятся : два придельных храма: с южной стороны — Никольский и с северной — Преображенский с резными сплошь вызолоченными иконостасами. В нижнем этаже также три храма: главный — Богоявленский, придельные — в алтаре перваго — Никольский и в трапезе — Введенский. Иконостасы их все одноярусные сплошь вызолочены и укратены богатою золотою резьбою. Царския двери Богоявленскаго храма также четырех-створчатыя; верхняя одежда святаго престола металическая посеребренная.

На юго-западной от паперти стороне стоит каменная оштукатуренная и отбеленная с подъездом одностопная колокольня, устроенная в 1773 году бывшим архангельским купцом Семеном Васильевым Бусиновым, имевшая до пожара 1793 года шатровый верх из белой известковой плиты, что вполне гармонировало с тогдашними главами собора; после же пожара вместо шатра устроен был нынешний шпиц, обитый вместе с крышею в 1796 году белым листовым железом на средства Слободскаго купца Ксенофонта Анфилатова и вместе с главами вызолоченный в 1862 году по усердию Архангельскаго 2-й гильдии купца Косьмы Семеновича Кузнецова. Из колоколов, висящих на ней, особенною благозвучностию отличается большой в 500 пудов; один колокол вылит, как видно из надписи на нем, в Варде в 1645 году, а другой — в 1488 году. Под звонами были устроены часы, сгоревшие в 1793 году. Вместо них в 1840 году устроены были новыя С.-Петербургским мастером Гелфером лучшаго достоинства с недельным заводом, стоившие 11000 руб. ассигнациями.

С северной и южной сторон к колокольне прилегают два каменных флигеля, которые, по преданию, строителем колокольни предназначаемы были для богадельни, при чем он имел намерение устроить около севернаго флигеля особенную церковь для престарелых, но за смертию не успел. До 1818 года в подколоколенных флигелях помещалось приходское Духовное училище; ныне-же один из них служит квартирой для сторожей, а в другом живет один из церковно-служителей. Вся соборная площадь окружена овальною каменною оградою в 193 саж., впервые устроенною на общественную сумму в 1805 году, причем решетки ея были деревянныя. Эта первоначальная ограда была два раза перестраиваема: в 1869 году, когда деревянныя решетки заменены были железными, и в 1892 и 1898 годах, когда на средства прихожан и церковнаго старосты Василия Николаевнча Кривоногова и при помощи о. Иоанна Кронштадтскаго она переделана была совершенно заново от основания, и старыя железныя решетки заменены были новыми железными-же.

Для помещения соборнаго причта стараниями преосвященнаго Неофита в 1825 году устроен каменный двух-этажный с мезонином о девяти окнах дом. В этом доме помещается весь причт, исключая одного члена, живущаго в колоколенном флигеле, и кроме того отдаются под постой две квартиры. Одна из них, считающаяся архиерейскою, занимается консисториею.

Причт состоит из 12 членов: 4-х священников, из коих один носит звание протоиерея и настоятеля и другой ключаря, протодиакона, двух диаконов, двух иподиаконов и трех псаломициков, состоящих большею частию также в сане диаконов на псаломнической вакансии. Средствами к содержанию причта служат: казенное из Государственнаго Казначейства жалованье — настоятелю 892 руб. ключарю 294 руб., двум священникам и протодиакону по 245 руб., двум диаконам и иподиаконам по 176 руб. 40 коп., двум псаломщикам по 137 руб, 20 коп. и одному 100 рублей, — доходы церковные и за требоисправление до 2000 руб. ежегодно и % с причтоваго капитала в 14135 руб. (к 1 Янв. 1894 года). На содержание собора из того-же источника получается 650 руб. в год, из которых 300 руб. предназначаются на содержание сторожей и просфорни. Церковнаго капитала к 1 января 1894 года состоит 10050 рублей.

Ближайшия церкви к собору: Михаило-Архангельская всеградская и Воскресенская.
К собору причислено несколько прихожан, коих к 1894 году считается 860 л. обоего пола; из них духовных 25 чел. м. п., 31 ж. п., статских 68 л. м. п., и 62 ж. п., купцов 86 м. п. и 56 ж. п. и мещан 40 ч. м. п. и 42 женск. п.
Но и все архангелогородцы любят свой соборный храм и всегда охотно посещают его, особенно же во время архиерейских служб, уже давно сопровождаемых стройным пением немалаго хора.

Наверх