Псевдоготикой можно охарактеризовать архитектурное предромантическое направление, которое появилось во времена эпохи правления Екатерины. Этот стиль также называли ложной готикой. В этом стиле переплетались нотки классической европейской готики, барокко московское с добавлениями архитекторов тех времен, часто эти новшества были насыщенны символикой масонов. После смерти императрицы Екатерины II дальнейшие развитие русской готики было параллельно связано с появлением неоготического направления в европейской культуре. Единственным отличием между Россией и Европой было меньшее влияния архитектуры Средневековья. Итак, псевдоготика в эпоху правления Екатерины II берет свое начало со строительства Царицынского дворца В.И.Баженовым, которое было начато в 1776 году. В данной постройке сразу можно разглядеть существенное отличие от обычной готики, это большое количество красного кирпича здобленного белыми деталями. При описании данного сочетания воображение сразу же рисует Московский Кремль. Но Екатерина забраковала проект Баженова, и работы над дворцом продолжил, архитектор Казаков. Казаков воплотил в жизнь такие псевдоготические сооружения как усадьбу Ермолова и Петровский замок, брат Казакова - Родион подарил российской псевдоготике Никольский собор, в котором впервые на территории России можно было наблюдать купольно-крестовый готический храм. В годы работы двух вышеуказанных архитекторов своими работами в этом стиле отличался и Ю.М.Фельтен, в его работах над церковью Рождества Иоанна Предтечи, которая находится на Каменном острове, чувствуются мотивы неоготики распространенной в Европе.

Но человек плохо разбирающийся в архитектурных стилях вряд-ли сможет определить в постройках Екатеринской эпохи что-то похожее на постройки европейского средневековья. После того как к власти в России пришел Павел I началось второе рождение псевдоготической культуры. Император желал в постройках своего времени видеть постройки средневекового рыцарства. Павел даже вступил в Мальтийский орден и стал называть императорские резиденции замками. Самым наиболее приближенным готическим архитектурным нормам стал Приоратский замок, хотя и не выглядел шедевром готики в связи с окружающими его постройками.

Во времена правления императора Александра I интерес к готическому стилю стал наблюдается не только в дворянских кругах, при чем готика присутствовала не только в архитектуре но и в музыке, литературе и прочих видах культурной деятельности. В этот период все древнерусские строения были либо перестроены в псевдоготическом стиле либо к ним добавлялись элементы готических сооружений. Хотелось бы заметить то что приглашенные в Москву архитекторы со всей Европе также стали привносить в свои постройки псевдоготический дух. После эпохи Александра при вступлении на престол Николая I, русская псевдоготика стала резко эволюционировать. Все чаще архитекторы отходят от мотивов средневековья западноевропейского, и ближе склоняются к древнерусскому и византийскому. Готические идеи Баженова встречаются в единичных случаях. На смену приходит новый тип построек созданных в первые Быковским. К этим постройкам можно отнести усадьбу Марфино, которая находится под Москвой. Но не все члены императорской семьи приветствовали развитие русской псевдоготики, скорее наоборот брали курс на очищение русской архитектуры от этого стиля. Главной приверженецей такой идеи была Александра Федоровна, императрица родом из Пруссии. Для нее Шинкель, известный на то время прусский архитектор, построил Капеллу в Петергофе.

Наверх