Сталинский ампир это стиль в архитектуре, который был популярен с тридцатых по пятидесятые года прошлого века. Данный архитектурный стиль сменил в СССР конструктивизм и рационализм. Самую серьезную популярность приобрел в эпоху правления Сталина, особенно по окончанию Великой Отечественной Войны, когда начал распространятся в страны Восточной Европы. Ближе к середине тридцатых годов  в советской архитектуре  произошло изменение, которое также можно было назвать постконструктивизмом. Постройки этого времени были богато декорированы внешне, но свою планировку сохраняли исходя из принципов конструктивного стиля. Как раз в середине тридцатых годов прошлого столетия  в Советском Союзе были открыты Союз архитекторов и Академия архитектуры СССР, которым были поставлены новые объемные задачи. В список задач входила постройка детских пионерлагерей, санаториев, спортивных комплексов, дворцов культуры и других построек для проведения досуга и отдыха жителями союза.

Мастера архитектуры начинают работать в больших мастерских и проектных институтах. В этих объединениях работали простые художники, и конструкторы под руководством светил советской архитектуры. Многие проекты того времени были определены с помощью проведения всесоюзных конкурсов. В общем можно утверждать, что сталинский ампир сформировался во время проведения конкурса на лучшие проекты Павильонов СССР и Дворца Советов. Эти проекты рассматривались на всемирных выставках в Нью-Йорке(1939) и в Париже(1937). Конкурсы проводились в три этапа, в результате открытого обсуждения было выявлено три явных лидера и победителя. Б.М. Иофан - победитель конкурса, его произведение было ярким всплеском в предвоенной архитектуре. Руднев, Гольц, Жолтовский, Минкус - заняли вторые и третьи места, эти мастера и их ученики после станут возглавлять направление сталинского ампира.

В период войны начинается работа архитекторов над восстановлением разрушенных городов, возведением с помощью стропов триумфальных и мемориальных арок для встречи советских героев. Эти произведения несли в себе дух победы, которую все ждали и в которую верили сами архитекторы. В 45 году страна начала приступать к работам по восстановлению разрушенных городов. Яркими примерами зданий того времени являются здание МИД СССР, главное здание Московского государственного университета. Сталинский ампир оказал большое влияние на архитектуру социалистических стран. Примером того является варшавский Дворец культуры и науки. В странах, в которых просматривался культ личности правителя масштабов эпохи Сталина или преувеличивал ее, постройки в духе сталинского ампира строились еще несколько десятилетий. К таким странам можно отнести КНДР и Китай. К примерами архитектурных сооружений времени сталинского ампира можно отнести разные здания. В Москве это: сталинские высотки, гостиница Ленинградская, здание МГУ, здание Министерства транспорта, дома на Кудринской площади. В Санкт-Петербурге: привокзальная площадь Колпино, Дом Советов, Проспект Стачек, Вокзал в Пушкине. В Казани это многочисленные оперы балета и театры. В Перми это речной вокзал, Пермэнерго, здание ГУВД. В Севастополе ул. Большая морская и центральный проспект Нахимова. Дом кабинета министров в Киеве. Проспект Карла Маркса в Днепропетровске. В Чернигове это железнодорожный вокзал. Привокзальная площадь в Минске. Театр оперы и балета в Ташкенте. Здание посольства РФ в Берлине. И еще огромное количество построек по всей Европе.

Наверх