Продолжение, начало здесь>>

Что труднее проектировать—интерьеры театров или интерьеры квартир? Вопрос не такой уж простой. Если иметь в виду какой-либо конкретный театр и одну-единственную конкретную квартиру, то проектирование интерьера театра — занятие, видимо, более трудное хотя бы потому, что более трудоемкое: больше помещений, разнообразнее их назначение.

Ну а если иметь в виду интерьеры всех театров и всех квартир? И вот здесь оказывается, что спроектировать интерьеры всех квартир не то что трудно, а вообще невозможно. Квартир настолько много, что если бы мы стали для каждой из них разрабатывать свой проект, количество архитекторов пришлось бы увеличить в сотни раз.

Но, может быть, для каждой квартиры и не нужно создавать какой-то особенный интерьер? Может быть, ничего страшного не произойдет, если в огромном количестве квартир интерьеры будут более или менее одинаковыми, отличаясь лишь деталями — мебелью, отделкой комнат, занавесками?

Если сейчас провести опрос населения, какой интерьер они хотят иметь в своей квартире, то можно заранее сказать, что большого разнообразия мнений мы не получим. Больше того, можно провести другой эксперимент — уже не с населением, а с архитекторами, которым предложить для одной и той же типовой квартиры спроектировать десять принципиально отличающихся друг от друга интерьеров (подчеркиваем, отличающихся не в деталях, а принципиально). Сомневаемся, что с подобным заданием справится хотя бы один из ста архитекторов.

Это можно объяснить двумя причинами. Первая — что разнообразие интерьеров квартир не нужно, да и невозможно, во всяком случае, если не изменять планировку квартир. Тогда архитектору остается разработать относительно небольшое число квартир-эталонов, которые затем можно будет тиражировать в больших количествах.

Но есть и еще одна причина. Человек—существо социальное, ему нужен перевод свидетельства о браке. Его потребности в значительной степени социального происхождения, и сформированы они той конкретной ситуацией, в которой он жил в предшествовавший период времени.

Так что одна из причин удручающей одинаковости наших жилых интерьеров — психология людей, живущих в этих квартирах. И нам, архитекторам по жилому интерьеру, чтобы изменить эту психологию, придется работать так, как работают специалисты, разрабатывающие новые образцы продукции массового производства.

Как, например, работает художник, создающий новые модели одежды? Только в совершенно исключительных случаях модельер может разработать модель специально для конкретного человека. Обычно же он занимается непрерывной разработкой некоего количества образцов для анонимного множества людей, сильно отличающихся друг от друга, и, следовательно, требующих значительного разнообразия. Таким образом, одним из основных методов работы специалиста
по жилому интерьеру должна стать непрерывная разработка значительного количества образцов решений жилого интерьера, с тем чтобы потребитель мог выбрать понравившийся ему вариант.

Художник-модельер внедряет разработанные им модели двумя способами. Во-первых, по его проекту какое-либо предприятие может начать выпуск продукции, и потребитель просто купит готовую вещь. Применительно к жилому интерьеру такая форма в принципе тоже возможна, но по ряду причин в ближайшее время в широких масштабах применить ее не удастся.

У художника - модельера есть и другая форма внедрения своей разработки. Создаваемые им образцы могут идти не на производство, а на страницы журналов и уже оттуда заимствоваться всеми желающими. Именно такого типа деятельность становится наиболее актуальной для специалистов по жилому интерьеру.

При этом становится очевидным, что эта форма деятельности не тождественна проектированию интерьеров. Действительно, разрабатывая проект интерьера квартиры, проектировщик должен знать большое количество исходных данных — планировку квартиры, потребности конкретной семьи, ее экономические возможности, психологию людей, их вкусы и многое другое. Только зная все характеристики, можно спроектировать во всех отношениях полноценное жилье для определенных людей.

Однако, когда он станет проектировать впрок, не зная конкретных потребителей и квартир, для того, чтобы удовлетворить все многообразие потребностей, ему придется разрабатывать практически бесконечное число вариантов, что, есте ственно, бессмысленно.

Для выхода из такого положения требуется какой-то эффективный прием. Им может послужить понятие «интерьерной ситуации». Определяется оно следующим образом: ингерьерная ситуация — это множество решений интерьера или его фрагмента при ограниченном количестве учитываемых характеристик.

В каждом конкретном случае ограничения могут быть свои. В одном рассматриваются чисто композиционные вопросы и не учитываются психология, функция, экономика и прочее. В другом исключаются из рассмотрения почти все характеристики, кроме функции, и т. п. В одних случаях неучитываемых характеристик больше, в других меньше. Важно лишь то, что при подобном ограничении число возможных решений оказывается хотя и большим, но все же конечным.

Наверх