Новая архитектурно-планировочная история города начинается со второй половины XVIII века. В связи с правительственным указом Екатерины II «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо» в Архангельске была произведена геодезическая съемка всех существующих городских строений. На основании этой съемки в Петербурге был разработан и затем утвержден в 1784 году правительством генеральный план города Архангельска с четким рисунком городских кварталов, дающим возможность упорядочить запутанную древнюю застройку города.

Однако перестройка города по этому плану проводилась медленно. Только с 1793 года после большого пожара, уничтожившего в центре Архангельска около 1100 строений, генеральный план, вновь откорректированный и утвержденный в 1794 году, начал проводиться в жизнь. Этот план дает наглядное представление о грандиозных размерах пожара 1793 года, уничтожившего по существу всю центральную часть города (по современной топографии — от улицы Свободы до улицы Выучейского и от Набережной им. Сталина за пределы Петроградского проспекта).

К этому времени относится перестройка гостиных дворов, пришедших из-за отсутствия систематического ремонта в ветхость. Постепенное разрушение гостиных дворов было тесно связано с переменами в экономической жизни Архангельска, вызванными упадком архангельской торговли с момента основания Петербурга. В период расцвета торговли на Севере полные товаров гостиные дворы ремонтировались. Но к 1726 году, когда товарооборот в Архангельске резко сократился, помещения гостиных дворов (особенно Немецкого, служившего для ввозимых из-за границы товаров) стали пустовать. Поступления за наем складов резко сократились, средств на содержание их собиралось недостаточно.

Многочисленные протоколы заседаний Архангелогородской губернской канцелярии говорят о различных предложениях использования помещений гостиных дворов, которые «за умалением против прежнего ярмарки и с давних лет стояли и ныне стоят впусте». При обследовании Немецкого гостиного двора в 70-х годах XVIII столетия было установлено, что «северная стена его весьма ветха и к поддержанию совершенно не способна».

План застройки центра. 1784г. (до пожара 1793г.)


План застройки центра. 1794г. (после пожара 1793г.)


План города Архангельска. 1794г. (Из собрания законов Российской империи, изданных в 1839г.)

В период с 1772 по 1787 год постройки Немецкого гостиного двора, а затем и восточная часть крепостной стены были разобраны. Оставшиеся от разборки этих строений камень и кирпич были использованы «к мощению улиц по недостатку булыжного камня».

Очень интересным графическим материалом, дающим наглядное представление о постепенной разборке и перестройке гостиных дворов, является публикуемый здесь план и фасад этих дворов, выполненный в 1797 году губернским землемером Киселевым. К этому времени Немецкого гостиного двора и «каменного города» уже почти не существовало (см. левую часть плана-чертежа Архангельских гостиных дворов 1797 г.). В правой части плана показаны стены Русского гостиного двора. Угловая часть Немецкого гостиного двора со стороны набережной, приспособленная под монетный двор, находилась уже в стадии, близкой к разрушению.

В нижней части чертежа показан западный (со стороны Северной Двины) фасад перестроенных в 1787 году гостиных дворов, сохранившийся до наших дней, правда, с некоторыми более поздними переделками. Перестройке и частичной разборке подвергался впоследствии и Русский гостиный двор, от которого в настоящее время сохранилась только юго-западная часть — здание на Набережной им. Сталина № 85—86.

Несомненный интерес представляет южная часть дворового фасада этого здания, сохранившая архитектурные детали наружного оформления гостиных дворов периода их строительства в 1668 году. Орнаментированные кирпичом полуциркулярные проемы, закрытые ныне оконными переплетами, выполняли некогда роль аркад крытых галерей, служивших для сообщения между отдельными помещениями второго этажа Русского гостиного двора.

Комментарии  
А где все "двинские" легендарные суда - колёсные буксиры-плотоводы: "Рылеев", "Пестель", "Робеспьер" (и прочие "террористы"), а так же пассажирские теплоходы (о колёсниках уже даже не говорю): "Пинега", "Неман" и "есчё два" - "канули в лету" вместе с Двиной (как судоходной рекой), а жаль.

Наверх