В годы первой пятилетки в Архангельске, так же как и во многих других городах Советского Союза, новая архитектура формировалась и развивалась в борьбе с чуждыми буржуазными идеями формалистического конструктивизма. Недооценка идейности в архитектуре, отказ от критического использования методов архитектурной композиции, выработанных веками, неизбежно приводили к схематизму и упрощенчеству.

Временное распространение конструктивизма в эти годы в Советском Союзе объяснялось тем, что это направление в архитектуре провозглашало широкое использование новой техники и строительных материалов, новые типы зданий и сооружений, привлекало новаторским подходом к решению функциональных задач в проектировании. Однако практика показала необоснованность этих обещаний — конструктивистское направление быстро выродилось в архитектурный формализм.

Весьма примитивные и даже убогие в художественном отношении конструктивистские здания стали создаваться иногда в угоду отвлеченным эстетским концепциям авторов, обязательно с плоскими крышами и сплошным остеклением, иногда с нелепой установкой зданий на столбах, с подчеркнутым разделением на кубы, параллелепипеды, полуцилиндры, делались даже попытки проектировать дома в виде остекленных шаров, стоящих на одной точке и т. п.

Сторонники конструктивизма настолько примитивно подходили к понятиям художественных приемов архитектуры, что провозглашали модный в те годы лозунг «Архитектура - это машина для жилья».

Понятно, что такая абстрактная, безнациональная архитектура не могла быть принята в Советском Союзе, и она бесславно закончила у нас свое существование в тридцатых годах.

Указания Коммунистической партии (1931 — 1935 гг.) о социалистической планировке городов, о необходимости борьбы за преодоление упрощенчества и создание высокохудожественных архитектурных форм, удовлетворяющих эстетические требования советского человека, помогли нашим архитекторам преодолеть чуждые советской архитектуре влияния.

К архитектурным сооружениям, на которых в какой-то степени отразилась печать конструктивизма, в Архангельске следует отнести Дом Советов, областной драматический театр, Центральный почтамт, Госбанк, деревянные здания «Экспортлес» и «Северолес», которым нарочито были приданы не свойственные им каменные формы.

Характерным у всех этих зданий были высокие глухие, частично снятые уже сейчас, парапеты, принесшие много вреда деревянным конструкциям этих зданий, особенно зданию областного драматического театра.

Но, несмотря на слабость архитектурного мастерства, строительство этих лет в целом было глубоко прогрессивным. Архитекторы смело брались за новые и трудные градостроительные задачи, решение которых при колоссальном объеме строительства и ускоренных темпах его, не могло проходить гладко, без ошибок. Для того, чтобы правильно оценить этот пройденный уже сейчас этап, нужно вспомнить условия того времени, сильно отличавшиеся от нынешних. Ликвидация трущоб и утопающих в грязи рабочих окраин, массовое создание на их месте новых благоустроенных районов были для того времени огромным достижением.

Наверх