Выбранное в свое время на красивом участке набережной место для основания Архангельска навсегда определило расположение его центра. Здесь, на Пур-Наволокском мысе, в XVI веке зародился город, отсюда началось его развитие.

С просторов Северной Двины открывается широкий фронт застройки набережной, а подковообразная форма береговой линии придает территории центра командное положение в плане всего Архангельска.

Набережная Северной Двины является любимым местом отдыха жителей города. В теплые летние вечера водные просторы могучей реки в сочетании со свойственным только северу богатством тонов золотисто-пурпурного неба и силуэтами стоящих на рейде кораблей оставляют неизгладимое впечатление. Набережная им. Сталина служит парадной магистралью и определяет лицо портового города.

Набережную с жилым массивом центра связывает улица Энгельса, которой в новом проекте планировки придается значение главной композиционной оси центральной части города. Украшенная аллеями и скверами, она пройдет до проектируемой по северо-восточной границе города железной дороги, которая свяжет левый берег Северной Двины со всеми правобережными районами Архангельска. В месте пересечения железной дороги с улицей Энгельса, расширяемой до 50 метров, намечается расположить центральный вокзал города с привокзальной площадью. Отходящие от этой площади в виде лучей улицы Госпитальная и Урицкого свяжут центральные районы города с новым вокзалом.

Проспект П. Виноградова сохраняет свое значение главной улицы города, где будут сосредоточены центральные общественные и административные здания. Расширить проспект на всем его протяжении не представляется возможным из-за существующей капитальной застройки, поэтому для улучшения движения транспорта здесь будет сохранено лишь автобусное движение, а трамвайную линию предполагается перенести на Петроградский проспект. Проект предусматривает расширить этот проспект на 40 метров.

Обводный канал превратится в благоустроенную озелененную магистраль с трамвайным движением. Осушительный канал будет заменен закрытым коллектором. Параллельно Обводному каналу, в районе нынешних Мхов, где вплоть до железной дороги намечено строительство жилых кварталов, пройдет новая транзитная автострада, которая соединит северные районы города с южными. В Кузнечихе эта магистраль вольется в Госпитальную улицу, а при подходе к Ломоносовскому району — в Ленинградский тракт.

Административный центр Ломоносовского района со сквером и парадным выходом на высокий красивый берег Северной Двины будет размещен в зоне Ленинградского тракта между улицами Кехотской и Первомайской. Связь этого района с железной дорогой будет осуществляться по улице, именуемой сейчас Вокзальной, подлежащей соответствующей реконструкции. При подходе улицы к железнодорожной линии проектируется строительство местного вокзала-павильона.

В связи с ростом промышленности Арханельска предусматривается создание нового. Варавинского района.

Большое место в архитектурно-планировочном формировании города занимает старейший его район — Соломбала. Большое значение придается застройке набережной Северной Двины и районного центра Соломбалы между улицами Челюскинцев, Терехина и Левачева.

Главными магистралями Соломбалы приняты выходящая на набережную улица Терехина и перпендикулярная ей новая широкая магистраль, проектируемая в районе улицы Советской. Эта магистраль будет служить въездом в Соломбалу из центра города по новому мосту через реку Кузнечиху, со строительством которого в 1956 году осуществилось трамвайное и автобусное сообщение между северными районами и центром города. По этой же магистрали пройдет в Маймаксу новая автострада.

Основными улицами Соломбалы остаются улицы Левачева, Красных партизан, Пионерская и проспект имени Михаила Кедрова.

На пересечении новой магистрали с улицами Валявкина, Терехина и Красных партизан проектируются площади.

Соломбала не имеет свободных территорий для строительства, связанного с перспективами дальнейшего развития района. Строительство здесь будет проводиться за счет реконструкции старых кварталов и замены преобладающей одноэтажной застройки двух-четырехэтажной. Небольшие и узкие кварталы, оставшиеся от бывшей Адмиралтейской слободы, будут укрупнены, что даст возможность использовать внутриквартальные пространства не только для хозяйственных целей, но и для озеленения и устройства детских игровых площадок. В связи с укрупнением кварталов часть старых улиц (Ярославская, Гуляева, Георгия Иванова и Прокушева) закрывается.

 

Территориально разъединенные ведомственные поселки обширного Маймаксанского района (Северной, Средней и Южной Маймаксы) связываются с центром города автострадой, двухколейным трамваем, проходящим через Соломбалу, и пригородными поездами — по новой железной дороге, а в летнее время — дополнительно с помощью речных теплоходов. Центр создается в Средней Маймаксе. Живописно расположившийся по берегам реки Повракулки парк культуры и отдыха будет значительно расширен. Две взаимно перпендикулярные улицы с пересекаемой ими площадью создадут композицию планировки центра Маймаксы. Одна из этих улиц соединит рабочую Маймаксу с вокзалом пригородного сообщения.

Левобережные районы города (Исакогорка, Цигломень, Кегостров), территориально разобщенные дельтой Северной Двины, получают самостоятельные архитектурно-планировочные решения, соразмерно соподчиненные планировке центра.

Наверх