Почти напротив современного морского-речного вокзала на набережной Северной Двины, 23 сохранился дом, единственный из цепочки домов от Архангельского монастыря до Благовещенской церкви. Все остальные постройки исчезли: и церковь, и весь монастырь и дома между ними. Рядом с этим домом, на углу Благовещенской улицы (ныне Розы Люксембург), стояла церковь, от которой улица и получила название.

Л. Д. Попова сообщает, что двухэтажное кирпичное здание это построено в 1819 году. Оно показано прямоугольником на квартальном плане 1828 года. Дом принадлежал архангельскому купцу Афанасию Плотникову, Попова предполагает, что, возможно, дом и построен им. В последующие годы домом владеют купцы Чернышевы. В 1865 году он принадлежит купцу Петру Чернышеву. Петру дом достался в 1847 году от отца Потомственного Почетного Гражданина Матвея Чернышева. А в 1871 году у наследников Петра Чернышева дом со службами: амбаром, флигелем и прочими строениями куплен архиерейским домоуправлением. Духовное начальство, признавая этот дом годным для архиерейского помещения, проводит реконструкцию всех внутренних помещений и осуществляет в нем строительство церкви. В 1897 году к архиерейскому дому пристраивается двухэтажная каменная церковь взамен прежней — тесной, маленькой и пришедшей уже от времени в ветхость. В 1898 году состоялось освящение этой церкви, названной Крестовой во имя Божьей Матери, Живоносного Источника.Архиерейский дом с пристроенной церковью.

На плане города 1868 года это здание показано прямоугольником с небольшим прямоугольным выступом с восточной стороны, разобранным еще до 1865 года, как сообщается в вышеупомянутом исследовании. На этом же плане видны и флигель и надворные постройки, тоже показанные в исследовании как утраченные до 1865 года. Здесь данные не стыкуются с разницей в три года. Возможно, план 1868 года составлялся долго и к моменту его окончания перечисленные сооружения действительно были уже снесены.

Двухэтажный корпус, построенный в 1819 году, прямоуголен в плане, почти квадрат. Главный фасад длиной около 24 м, без входа, обращен к реке, стоит по линии застройки набережной. Композиция центрична, имеет на этаже по девять окон, пять из них размещены в чуть обозначенном ризалите. Здание оштукатурено. Простой невысокий выступающий гладкий цоколь. Сверху на нем гладкий, без рустов и выступов, первый этаж с одинаковыми прямоугольниками окон, четыре из которых (по два крайних) из декора получили только клинчатый замковый камень, Пять окон ризалита обрамлены неглубокой нишей с арочной перемычкой с аналогичным замковым камнем. Пяты арок соединены тягой того же профиля, что и сама арочка. Над этими окнами в тимпане арочек помещены орнаментальные барельефы с растительной тематикой.

Второй этаж немного выше первого, окна его расположены строго над окнами первого этажа и проемы его более высокие. Боковые четыре окна совершенно без декора, пять средних украшены горизонтальными, довольно скромными сандриками, приподнятыми над проемами. Между окнами второго этажа размещены пилястры, напоминающие по стилю тосканский ордер, образующие плоский накладной пятипролетный портик. Весь двухэтажный ризалит представляет вариацию римского античного тосканского ордера. Пилястры накладного портика стоят на такой же накладной плоской аркатуре. Венчает портик двухступенчатый прямоугольный аттик. Антаблемент портика, он же распространяется и на весь дом, состоит из невысокого профилированного архитрава, высокого гладкого фриза и несложного профиля карниза с небольшим вылетом. Здание покрыто трехскатной мёталлйчёской кровлей. На уровне основания базы пилястр здание разделено горизонтальной междуэтажной тягой.

Архиерейский дом. Современный вид.

Пристройка же 1897 года тоже двухэтажная. Первый этаж одинаковой высоты с первым этажом основного здания и почти с такими же окнами, но фасадная стена его в три окна рустована на крупные квадры. Высоко над окнами помещены многоступенчатые с мелкодробленным профилем сандрики. Оконные проемы «сидят» на горизонтальной тяге, слегка приподнятой над выступающим гладким цоколем. Стена первого этажа завершается междуэтажным карнизом, на котором стоят четыре прямые лопатки, несущие антаблемент, схожий с основным зданием, но более насыщенный тягами усложненного профиля. Между лопатками три окна с широкими плоскими наличниками, выше которых посажены многопрофильные сандрики, а над центральным добавлены еще боковые наклонные сандрики, образующие треугольный фронтон. Окна «стоят» на своеобразных пьедесталах. Центричная композиция фасада (протяжённостью всего около 14 м) завершается трехпролетным аттиком, состоящим из четырех опорных тумб — две средние из них более узкие, крайние пошире, точно отвечающие по вертикали месту расположения лопаток фасада второго этажа здания. Средний пролет между тумбами заполнен кирпичной стенкой с узкой западающей горизонтальной филенкой посередине, такой же как под окнами второго этажа. Крайние пролеты прозрачны, в них вставлены звенья парапетной металлической решетки. Поле каждой решетки разделено на три горизонтальных пояса. Узор верхнего и нижнего, одинаковых, состоит из «лежачих» ромбов, среднего пояса, в два раза шире крайних,— из составленных со сдвижкой на полдиаметра кругов, которые посередине скреплены горизонтальной тягой, разделяющей пояс на две половины. Решетка дополнена ажурными «цветочками». Над верхним поясом по центру решетки расположен вензель из симметричных завитков. Тумбы парапета, кирпичные с фигурными карнизами, носят следы былой штукатурки.

Наверх