Слово «трамвай» пришло к нам из Англии. Этим словом (tramway) называлась дорога из двух толстых брусьев, уложенных на земле. Дословно «трамвай» означает «колея», «колейный путь». Такие дороги использовались на рудниках и шахтах многих стран. По краю колеса, чтоб оно не соскочило с бруса, устраивался специальный выступ, которым колесо упиралось в край деревянного «рельса». Вскоре рельсы стали чугунными, а дорога стала называться конно-железной. Появление электрического двигателя произвело в технике революцию, сравнимую с изобретением паровой машины, и конно-железная дорога превратилась в трамвай. Проводом при этом служит сама дорога, рельсы из стали хорошо проводят ток, надо лишь изолировать их от земли. Эту замечательную идею впервые высказал в 1877 году и тут же проверил опытами на железной дороге под Петербургом русский военный инженер Фёдор Пироцкий. Его изобретение подхватили предприимчивые немцы электротехнической фирмы «Сименс и Гальске», пустившие в 1879 году на Берлинской промышленной выставке первый в мире электропоезд.

Слово «трамвай» пришло к нам из Англии. Этим словом (tramway) называлась дорога из двух толстых брусьев, уложенных на земле. Дословно «трамвай» означает «колея», «колейный путь». Такие дороги использовались на рудниках и шахтах многих стран. По краю колеса, чтоб оно не соскочило с бруса, устраивался специальный выступ, которым колесо упиралось в край деревянного «рельса». Вскоре рельсы стали чугунными, а дорога стала называться конно-железной. Появление электрического двигателя произвело в технике революцию, сравнимую с изобретением паровой машины, и конно-железная дорога превратилась в трамвай. Проводом при этом служит сама дорога, рельсы из стали хорошо проводят ток, надо лишь изолировать их от земли. Эту замечательную идею впервые высказал в 1877 году и тут же проверил опытами на железной дороге под Петербургом русский военный инженер Фёдор Пироцкий. Его изобретение подхватили предприимчивые немцы электротехнической фирмы «Сименс и Гальске», пустившие в 1879 году на Берлинской промышленной выставке первый в мире электропоезд.

В России первый трамвай пущен в Киеве в 1892 году, затем в Москве в 1903 году и Петербурге — в 1907 году. К началу строительства трамвая в Архангельске он был уже в 34 городах и стал последним, введённым до 1917 года в России.

21 мая 1913 года Архангельская городская дума приняла решение о создании в Архангельске трамвайного движения. Инициатором этого решения был тогдашний городской голова Яков Иванович Лейцингер (1855—1914). Работы поручили псковскому инженеру Константину Репину.

Трамвай в Архангельске был пущен 26 июня 1916 года. В то время это было вершиной технического процесса на Севере. Трамвайный путь протяжённостью 15 км охватывал центральную часть города от ул. Архиерейской (ныне ул. Урицкого) до Общины Красного Креста (теперь — ул. Суворова). Одновременно было построено трамвайное депо на 16 вагономест и тяговая подстанция мощностью 500 киловатт. В первый же год эксплуатации трамвай перевёз 7 миллионов пассажиров.

По завершении строительства Репин уехал, а начальником Архангельских городских электрических предприятий стал его помощник Фридрих Адамович Лиц, который в 1919 году разработал проект благоустройства города с развитием трамвая и электрического освещения. В 1920-х годах трамвай быстро и непрерывно развивался. К 1940 году парк вагонов был значительно обновлён и вырос до 79 единиц. К этому времени трамвайные пути были проложены до лесозавода «Красный Октябрь», а также ветки в Соломбале, Маймаксе и до СЦБК.

В 30-е и 40-е годы архангельский трамвай выполнял большие грузовые перевозки, достигшие наибольшего объёма в 1937—1938 годах. Главными грузами были отходы лесопильных заводов, которые отвозились в качестве топлива в городские бани и на электростанцию. Производились также большие перевозки строительных материалов, для чего к строящимся объектам и баням сооружались временные трамвайные пути. Для этих перевозок трамвай имел 8 промышленных электровозов и несколько грузовых моторных вагонов, а также большой парк грузовых прицепных вагонов.

В послевоенные годы объём трамвайных перевозок продолжал возрастать, а подвижной состав обновился. В 1969 году в Архангельском трамвайном парке было 89 вагонов, а общая протяжённость маршрутов составляла 41,8 км.

Но пришли другие времена. В мае 2002 года из-за плохого технического состояния Кузнечевского моста был укорочен маршрут № 1. В октябре закрыли ставшие «автономными» соломбальские маршруты № 3 и № 4. В мае 2003 года было прекращено движение трамваев по Троицкому проспекту. Единственный оставшийся маршрут № 2 энергетики отключили за долги в июле 2004 года. В том же году 7 сентября собрание кредиторов Архангельского муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия приняло решение о закрытии в Архангельске трамвайного движения.

Хочется верить, что история архангельского трамвая на этом не закончится. Трамвай, безусловно, вернётся в город, только когда? Лишь время ответит на этот вопрос. Но не придётся ли нам снова догонять технический прогресс?

1. Яков Иванович Лейцингер, городской голова с 1903 по 1914 год, инициатор создания трамвая в Архангельске.

Рваный край фотографии справа — след истории. Когда в 1937 г. в доме потомков Якова Ивановича производились арест и обыск, домочадцы в страхе отломили часть картонного снимка — рядом с Лейцингером был изображён губернатор. «Он завоевал всеобщее уважение, был избран городским головой и загорелся идеей построить в Архангельске трамвай. У акционерного общества, которое он сколотил для этой цели, денег не хватало. Тогда он заложил свой дом, и в городе появился трамвай. Теперь это всё забыто», — писал в своей книге «Всему свой час» Игорь Багрянский.

2. Константин Гаврилович Репин (слева), ответственный инженер, создатель архангельского трамвая. 1916 год.

3. Команда Репина на фоне вагона Мытищинского завода и здания трамвайного депо. Вагоны данного типа эксплуатировались в Архангельске с 1916 по 1952 год. 1916 год.

4. Отцы города на фоне здания городской думы на углу пр. Троицкого и ул. Полицейской (ныне — ул. Свободы) в день открытия трамвая. Теперь в этом здании размещается медицинский университет. 26 июня 1916 года.

5. Вагон Мытищинского завода на пр. Троицком. Слева — Мариинская гимназия, в которой размещался штаб английского экспедиционного корпуса во время интервенции на Севере. На флагштоке — британский флаг. Весна 1919 года.

6. Вагон Мытищинского завода на пр. Троицком возле ул. Пермской (ныне — ул. Суворова).

За трамваем — один из старых корпусов современной 1-й городской больницы.

Летом 1918 г. работники и служащие трамвайного депо объявили забастовку и отказались возить интервентов по городу. По одному, под конвоем их проводили в депо, но многие скрылись из дома. Пришлось на их место встать английским и американским военнослужащим.

Американская кинохроника, 1918 год.

7. Снимок сделан в 1918 году летом, когда работники трамвайного депо устроили забастовку и трамваи водили английские и американские военнослужащие.

8. Ледовая трамвайная переправа через протоку Кузнечиху. 1918 год.

9. Ледовая трамвайная переправа через протоку Кузнечиху. На заднем плане — Троицкая церковь. 1926 год.

10. Коллектив Архангельской городской железной дороги. Снимок сделан на углу ул. Урицкого и пр. Петроградского (ныне — пр. Ломоносова). 1928 год.

11. Промышленный электровоз с прицепными грузовыми вагонами на доставке стройматериалов к строящемуся зданию Дома Советов (ныне — областная администрация) и ре конструирующемуся участку пути на пр. Павлина Виноградова (ныне — пр. Троицкий). 1932 год.

12. Поезд из моторного вагона серии Х и прицепного вагона серии КП на пр. Павлина Виноградова (ныне — пр. Троицкий). Вагоны серии Х эксплуатировались в Архангельске с 1931 по 1969 год, а серия КП — с 1931 по 1963 год. Начало 1930-х годов.

13. Поезд из моторного вагона КТМ-1 и прицепного вагона КТП-1 центрального маршрута на углу пр. Павлина Виноградова (ныне — пр. Троицкий) и ул. Вологодской. Вагоны данных моделей эксплуатировались в Архангельске с 1953 по 1978 год. Середина 1950-х годов.

14. В салоне архангельского трамвая 1950-х годов.

15. Поезда из вагонов серии Х с прицепом (слева) и вагонов КТМ-1 и КТП-1 (справа) на углу пр. Павлина Виноградова (ныне — пр. Троицкий) и ул. Гайдара. Середина 1950- годов.

16. Вагон серии Х на мосту через протоку Повракулку. Эта ветка архангельского трамвая была самой северной в мире. 1960-е годы.

17. Поезд из вагонов ЛМ-68 маршрута № 5 на пр. Павлина Виноградова (ныне — пр. Троицкий) возле ул. Суворова. Вагоны данной модели эксплуатировались в Архангельске с 1970 по 1985 год. 1971 год.

18. Вагон ЛМ-57 маршрута № 5 на пр. Павлина Виноградова (ныне — пр. Троицкий) возле остановки «ул. Карла Маркса». Вагоны данной модели эксплуатировались в Архангельске с 1969 по 1983 год. 1970 год.

19. Вагон ЛВС-86Т маршрута № 2 на пр. Ленинградском в районе ул. Никитова. Вагоны данной модели эксплуатировались в Архангельске с 1993 по 2002 год. 1994 год.

20. Вагон ЛМ-93 маршрута № 2 на пр. Ленинградском. Вагоны данной модели эксплуатировались в Архангельске с 1995 по 2004 год. 2002 год.

21. Вагон РВЗ-6М2 маршрута № 2 на пр. Ленинградском. 2003 год.

22. Типичный салон вагона РВЗ-6М2 в последние годы существования архангельского трамвая. 2002 год.

23. Вагон РВЗ-6М2 маршрута № 2 на повороте с набережной Северной Двины на ул. Урицкого. 2002 год.

24. Схема маршрутов архангельского трамвая по состоянию на 2000 год.

25. Вагоны РВЗ-6М2 маршрута № 2 на пр. Троицком. С августа 2001 года этот маршрут был продлён до ул. Гагарина. 2002 год.

26. Вагоны РВЗ-6М2 маршрута № 3 на пр. Троицком возле ул. Карла Либкнехта. 2002 год.

27. Вагон РВЗ-6М2 следует по Кузнечевскому мосту по пути в депо после завершения работы на маршруте № 4. 2002 год.

28. Поезд из вагонов РВЗ-6М2 маршрута № 1 на повороте с ул. Выучейского на набережную Северной Двины. Вагоны данной модели эксплуатировались в Архангельске с 1978 по 2004 год. 1994 год.

29. Вагон РВЗ-6М2 маршрута № 4 возвращается с Сульфата. 2002 год.

30. Вагон РВЗ-6М2 на пути к Варавино. 2002 год.

31. Вагон ЛМ-93 в последний день работы трамвая на пр. Троицком возле остановки «ул. Суворова». Май 2003 года.

Источник: Набор открыток «АРХАНГЕЛЬСКИЙ ТРАМВАЙ (1916—2004)», издательство ОАО «ИПП „Правда Севера“», 2010 год.

С сайта wiki.nashtransport.ru

Наверх