Слово «трамвай» пришло к нам из Англии. Этим словом (tramway) называлась дорога из двух толстых брусьев, уложенных на земле. Дословно «трамвай» означает «колея», «колейный путь». Такие дороги использовались на рудниках и шахтах многих стран. По краю колеса, чтоб оно не соскочило с бруса, устраивался специальный выступ, которым колесо упиралось в край деревянного «рельса». Вскоре рельсы стали чугунными, а дорога стала называться конно-железной. Появление электрического двигателя произвело в технике революцию, сравнимую с изобретением паровой машины, и конно-железная дорога превратилась в трамвай. Проводом при этом служит сама дорога, рельсы из стали хорошо проводят ток, надо лишь изолировать их от земли. Эту замечательную идею впервые высказал в 1877 году и тут же проверил опытами на железной дороге под Петербургом русский военный инженер Фёдор Пироцкий. Его изобретение подхватили предприимчивые немцы электротехнической фирмы «Сименс и Гальске», пустившие в 1879 году на Берлинской промышленной выставке первый в мире электропоезд.
Слово «трамвай» пришло к нам из Англии. Этим словом (tramway) называлась дорога из двух толстых брусьев, уложенных на земле. Дословно «трамвай» означает «колея», «колейный путь». Такие дороги использовались на рудниках и шахтах многих стран. По краю колеса, чтоб оно не соскочило с бруса, устраивался специальный выступ, которым колесо упиралось в край деревянного «рельса». Вскоре рельсы стали чугунными, а дорога стала называться конно-железной. Появление электрического двигателя произвело в технике революцию, сравнимую с изобретением паровой машины, и конно-железная дорога превратилась в трамвай. Проводом при этом служит сама дорога, рельсы из стали хорошо проводят ток, надо лишь изолировать их от земли. Эту замечательную идею впервые высказал в 1877 году и тут же проверил опытами на железной дороге под Петербургом русский военный инженер Фёдор Пироцкий. Его изобретение подхватили предприимчивые немцы электротехнической фирмы «Сименс и Гальске», пустившие в 1879 году на Берлинской промышленной выставке первый в мире электропоезд.
В России первый трамвай пущен в Киеве в 1892 году, затем в Москве в 1903 году и Петербурге — в 1907 году. К началу строительства трамвая в Архангельске он был уже в 34 городах и стал последним, введённым до 1917 года в России.
21 мая 1913 года Архангельская городская дума приняла решение о создании в Архангельске трамвайного движения. Инициатором этого решения был тогдашний городской голова Яков Иванович Лейцингер (1855—1914). Работы поручили псковскому инженеру Константину Репину.
Трамвай в Архангельске был пущен 26 июня 1916 года. В то время это было вершиной технического процесса на Севере. Трамвайный путь протяжённостью 15 км охватывал центральную часть города от ул. Архиерейской (ныне ул. Урицкого) до Общины Красного Креста (теперь — ул. Суворова). Одновременно было построено трамвайное депо на 16 вагономест и тяговая подстанция мощностью 500 киловатт. В первый же год эксплуатации трамвай перевёз 7 миллионов пассажиров.
По завершении строительства Репин уехал, а начальником Архангельских городских электрических предприятий стал его помощник Фридрих Адамович Лиц, который в 1919 году разработал проект благоустройства города с развитием трамвая и электрического освещения. В 1920-х годах трамвай быстро и непрерывно развивался. К 1940 году парк вагонов был значительно обновлён и вырос до 79 единиц. К этому времени трамвайные пути были проложены до лесозавода «Красный Октябрь», а также ветки в Соломбале, Маймаксе и до СЦБК.
В 30-е и 40-е годы архангельский трамвай выполнял большие грузовые перевозки, достигшие наибольшего объёма в 1937—1938 годах. Главными грузами были отходы лесопильных заводов, которые отвозились в качестве топлива в городские бани и на электростанцию. Производились также большие перевозки строительных материалов, для чего к строящимся объектам и баням сооружались временные трамвайные пути. Для этих перевозок трамвай имел 8 промышленных электровозов и несколько грузовых моторных вагонов, а также большой парк грузовых прицепных вагонов.
В послевоенные годы объём трамвайных перевозок продолжал возрастать, а подвижной состав обновился. В 1969 году в Архангельском трамвайном парке было 89 вагонов, а общая протяжённость маршрутов составляла 41,8 км.
Но пришли другие времена. В мае 2002 года из-за плохого технического состояния Кузнечевского моста был укорочен маршрут № 1. В октябре закрыли ставшие «автономными» соломбальские маршруты № 3 и № 4. В мае 2003 года было прекращено движение трамваев по Троицкому проспекту. Единственный оставшийся маршрут № 2 энергетики отключили за долги в июле 2004 года. В том же году 7 сентября собрание кредиторов Архангельского муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия приняло решение о закрытии в Архангельске трамвайного движения.
Хочется верить, что история архангельского трамвая на этом не закончится. Трамвай, безусловно, вернётся в город, только когда? Лишь время ответит на этот вопрос. Но не придётся ли нам снова догонять технический прогресс?
Рваный край фотографии справа — след истории. Когда в 1937 г. в доме потомков Якова Ивановича производились арест и обыск, домочадцы в страхе отломили часть картонного снимка — рядом с Лейцингером был изображён губернатор. «Он завоевал всеобщее уважение, был избран городским головой и загорелся идеей построить в Архангельске трамвай. У акционерного общества, которое он сколотил для этой цели, денег не хватало. Тогда он заложил свой дом, и в городе появился трамвай. Теперь это всё забыто», — писал в своей книге «Всему свой час» Игорь Багрянский.
За трамваем — один из старых корпусов современной 1-й городской больницы.
Летом 1918 г. работники и служащие трамвайного депо объявили забастовку и отказались возить интервентов по городу. По одному, под конвоем их проводили в депо, но многие скрылись из дома. Пришлось на их место встать английским и американским военнослужащим.
Американская кинохроника, 1918 год.
Источник: Набор открыток «АРХАНГЕЛЬСКИЙ ТРАМВАЙ (1916—2004)», издательство ОАО «ИПП „Правда Севера“», 2010 год.
С сайта wiki.nashtransport.ru