Старейшей «мореходке» страны — Архангельскому мореходному училищу исполнилось двести лет.

Указом Екатерины II от 23 (12) марта 1781 года в уездном городе Холмогорах, на родине гениального помора М. В. Ломоносова была основана первая в России мореходная школа, готовившая судоводителей для нужд торгового флота. С 1786 года она перебазировалась в Архангельск.

История Архангельского мореходного училища — это яркая, героическая страница морской славы северян. Выпускники училища успешно осваивали Арктику, Северный морской путь, Антарктику, были активными участниками многих полярных экспедиций. Ими внесен значительный вклад в развитие северного мореплавания. В трудных условиях полярных морей воспитывались опытные, мужественные судоводители, способные успешно решать коммерческие вопросы. К концу прошлого столетия они полностью заменили на поморских судах иностранных штурманов и шкиперов.

На практике

Гордостью мореходной школы стали многие его замечательные питомцы.

В 1863 году диплом «Российского шкипера» получил Д. И. Шваненберг» который в 1877 году впервые в истории освоения Севера совершил рейс на шхуне «Утренняя заря» с грузом сибирских товаров из устья реки Енисей в Петербург. Современников поразило мужество мореплавателей. Беспримерное плавание русских моряков получило высокую оценку в авторитетных кругах моряков и ученых, русских и иностранных предпринимателей.

Окончивший училище в 1909 году с золотой медалью А. С. Кучин стал ученым-океанографом и был участником двух полярных экспедиций: Р. Амундсена и В. Русанова.

Участником первой русской экспедиции Г. Седова к Северному полюсу в 1912—1914 годах стал Н. Сахаров — сначала в должности штурмана, а затем капитана шхуны «Св. мученик Фока». В 20-е годы Сахаров одним из первых моряков бассейна был удостоен звания Героя Труда.

Классные занятия

Далеко за пределами нашей страны известно имя выдающегося ледового капитана Владимира Ивановича Воронина. В 1932 году на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» ему впервые за одну навигацию удалось пройти Северный морской путь с запада на восток. С его именем связана героическая челюскинская эпопея. В 1935 году Воронина избрали членом ЦИК Союза ССР. В годы Великой Отечественной войны он был капитаном ледокола «И. Сталин», обеспечивавшего проводку судов по трассе Северного морского пути. В 1946 году Воронин возглавил первый рейс китобойной флотилии «Слава» в Антарктику. Имя его девять раз упоминается на географической карте мира. Четырежды его именем назывались суда.

В феврале 1980 года Архангельскому мореходному училищу было присвоено имя капитана В. И. Воронина.

В морских кругах хорошо известны имена окончивших училище ледовых капитанов: А. И. Дубинина, М. Г. Маркова, Ю. К. Хлебникова, Г. В. Драницына, Э. И. Купри и многих других.

Выпускник первого выпуска советского времени П. А. Пономарев стал первым капитаном атомного ледокола «Ленин», а П. И. Бурков — первого корабля советской морской науки «Персей», на котором успешно проводила свою работу экспедиция Плавморнина (Плавучий морской научно-исследовательский институт), организованного по декрету В. И. Ленина.

Курсанты и сотрудники училища гордятся своим музеем

Уже в первые годы советской власти принципиально изменилось содержание учебного процесса, Общеобразовательной базой для техникума стала семилетняя школа. Четырехлетний курс обучения был признан минимально необходимым, К чтению лекций были приглашены моряки-практики и видные инженеры, работавшие в Архангельском порту. Среди учащихся резко возрос контингент детей рабочих и крестьян,

Единым стал процесс обучения и воспитания, первой общественно-политической дисциплиной стала Конституция РСФСР,

В марте 1921 года с созданием партийной ячейки появилась политическая сила, способная направить всю работу училища в нужное русло.

Выпускники училища успешно выполняли задания партии и правительства в известных Карских хлебных экспедициях, совершали высокоширотные плавания на Землю Франца-Иосифа, Северную Землю и другие малоисследованные районы Арктики, участвовали в спасении экспедиции У. Нобиле и снятии со льдины группы И, Папанина, проявляя незаурядное мужество при плавании в сложных ледовых условиях. Особую роль сыграли выпускники училища в освоении Северного морского пути.

В училище созданы все условия для плодотворной учебы

Более двадцати фамилий питомцев учебного заведения увековечены в географических названиях Арктики и Антарктиды.

Исключительную стойкость, выдержку и самообладание проявил в 1937—1938 годах экипаж парохода «Смидович» во главе с капитаном В. Глотовым, захваченный испанскими фашистами. Почти весь командный состав судна состоял из выпускников училища.

Планы подготовки кадров были нарушены внезапным нападением фашистской Германии на Советский Союз.

В действующую армию и флот были призваны директор техникума А. В. Григорьев и почти все преподаватели основных специальных дисциплин. Уходили на войну и учащиеся. С оружием в руках они защищали Мурманск, участвовали в тяжелых боях под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге, сражались на боевых кораблях, в морской пехоте, командовали легендарными «катюшами».

Массовый героизм проявляли выпускники при плавании в северных конвоях и одиночных рейсах, отражая многочисленные атаки подводных лодок и самолетов противника. Подвергаясь артобстрелам и налетам немецкой авиации, доставляли они героическим защитникам полуострова Рыбачий вооружение и продовольствие, высаживали десанты на побережье, занятое врагом.

Фото Р. Бумагина

Более 30 окончивших училище в годы войны командовали боевыми кораблями, внося достойный вклад в общую победу над ненавистным врагом. Трем выпускникам — И. Красносельскому, Д, Пономареву и А, Шестакову за проявленное личное мужество присвоено звание Героя Советского Союза.

В те суровые годы не хватало учебников и пособий. Учащиеся и преподаватели получали 400 граммов хлеба в день, а весной 1942 — 200.

Но учебные занятия шли бесперебойно даже тогда, когда на город совершала налеты вражеская авиация. Хотя и а тесноте, но организовали работу кабинетов. Почти все коммунисты ушли на фронт, а в мае 1943 года была даже упразднена должность помполита в техникуме. И тем не менее политическая работа проводилась регулярно и целеустремленно.

Энтузиазм, чувство долга помогали преодолевать многочисленные трудности военного времени. Жили лозунгом «Все для фронта, все для победы!».

Шлюпочные занятия

Учащиеся и преподаватели собирали деньги на танковые колонны, устраивали воскресники, помогали семьям фронтовиков.

В годы войны учащиеся проходили плавательную практику исключительно в Северном морском пароходстве и только в индивидуальном порядке. Отзывы со стороны командования судов в подавляющем большинстве были положительными.

Так, в отчете техникума за 1942/43 учебный год сообщалось: «20 человек получили поощрения. Взысканий не отмечено ни в характеристиках, ни в приказах. Рабочий день у большинства был по 12 часов, что объясняется недоукомплектованностью команд. Спецодеждой не снабжались.

Не на словах, а на деле вкладывали учащиеся свой труд в оборону Родины, подвергая жизнь прямой опасности».

Переломным моментом в подготовке квалифицированных специалистов в системе учебных заведений морского флота стал 1944 год.

В ходе Великой Отечественной войны, наряду с положительными результатами многолетней работы учебных заведений водного транспорта, выявились и недочеты в подготовке кадров через систему морских техникумов.

5 марта 1944 года Постановлением Государственного Комитета Обороны «О подготовке командных кадров морского флота» существующие морские техникумы были реорганизованы в мореходные училища» Это подняло подготовку специалистов морского флота на новую, более высокую ступень, сделав ее разносторонней. Расширились и углубились учебно-воспитательные задачи.

Заглядывая вперед, строя планы создания одного из крупнейших флотов мира, еще в ходе войны советское государство приняло меры по коренному улучшению подготовки кадров для будущего флота, взяло курсантов на полное государственное обеспечение. Расширение и укрепление учебно-материальной базы стало на долгие годы задачей номер один.

Силами курсантов на территории училища были построены столовая и клуб. Сколько требовалось сознательности, трудолюбия, чтобы изо дня в день в течение нескольких лет отдавать свое время строительству. Нередко работали и в выходные дни.

В 1961 году было закончено строительство пятиэтажного общежития. В 1969 году вошел в строй новый учебно-лабораторный корпус.

В 1976 году вступило в строй второе благоустроенное пятиэтажное общежитие. Были созданы и оснащены новым оборудованием ряд кабинетов и лабораторий училища, повысилось качество обучения.

Появились новые специальности: техник-судоводитель с правом эксплуатации двигателей внутреннего сгораний и с 1978 года — судовой техник — для работы в должности помощника механика на судах с автоматизированными системами.

В послевоенные годы для прохождения плавательной практики училищу были переданы учебные суда — «Каховский», «Полюс», парусно-моторная шхуна «Запад» и теплоход «Александр Кучин». Сегодня учебное заведение располагает только одним учебным судном «Александр Кучин», которое уже не может полностью обеспечить прохождение плавательной практики курсантов.

Быстрый рост флота вызвал увеличение приема в училище. В середине 1960-х годов контингент курсантов вырос вдвое.

В мирные дни выпускники училища А. Абакумов, Н. Веселков, А. Вешняков, А. Пинежанинов, И. Пономарев, А. Пургин и А. Сухондяевский за доблестный труд были удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Не случайно 36 судов носят сейчас имена славных питомцев училища.

В учебных мастерских

Г. Воронич стал лауреатом Ленинской премии, а В. Лоскутов, В. Мудрое, В. Соловцов, И. Дураков, М. Кошелев, А. Юдин и Г. Ушаков — лауреатами Государственной премии. Выпускники Г. Дружинин и А, Павлов удостоены премии Ленинского комсомола.

Б. Клопотов и А. Юдин возглавляли крупнейшие судостроительные заводы Ленинграда — Адмиралтейский и Балтийский — в те годы, когда там строились атомные ледоколы «Ленин», «Арктика» и «Сибирь».

Известные на Севере капитаны А. Пинежанинов и Э. Купри стали обладателями почетного морского приза — «Золотой трости» канадского порта Монреаль. Причем Пинежанинов — первый из советских капитанов удостоен этой престижной награды.

Наши выпускники занимают ответственные посты в Министерстве морского флота, а также во многих пароходствах страны. Некоторые из них стали руководителями крупных предприятий народного хозяйства, авторитетными партийными работниками, писателями-маринистами.

Более 30 питомцев училища защитили кандидатские диссертации. Троим — В. Мещере, Р. Зубареву и Г. Елизаровскому — присвоено звание профессора.

Из стен училища вышла целая плеяда известных механиков, чей творческий труд, новаторство, смелое решение крупных технических вопросов — снискали им уважение и признательность в широких морских кругах Севера. Среди них — Т. Фомин, В. Макарьин, А. Избицкий, П. Чернобров, И. Глаголев, Е. Чиженко, М. Михов и многие другие. Традицией стали юбилейные встречи выпускников.

Памятным был день 194-й годовщины училища. По решению Архангельского городского Совета 23 марта 1975 года на здании училища в торжественной обстановке была открыта мемориальная доска.

Если за весь дореволюционный период существования учебного заведения было выпущено около 600 специалистов, то за годы советской власти училище окончило более 9000 человек.

Судоводительский практикум

Педагогический коллектив училища всегда был очень сильным, большой вклад в подготовку специалистов для морского флота внесли такие авторитетные руководители учебного заведения как А. Павлов, А. Григорьев, В. Шилов, А. Васин.

И сегодня продолжается плодотворная учебно-воспитательная работа. Многие преподаватели сроднились с училищем, работают в нем долгие годы, отдавая свои знания и опыт подготовке командных кадров для морского флота. Среди них Л. Берген, М. Красковский, К. Бурсин, Н. Хабаров, С. Исакович, М. Кузнецова,

В. Златьев, А. Замоткин, Н. Головкин, А. Суворова, Л. Яковлева, Е. Карпеченко, Л. Рябова, Э. Зорнхина, В. Немов, Е. Задорина и многие другие.

В училище 19 учебных кабинетов и 13 лабораторий, располагающих современным оборудованием и позволяющих на высоком уровне вести практическое обучение курсантов. Однако подготовку будущих механиков сдерживает отсутствие лаборатории с действующими двигателями внутреннего сгорания.

Курсантам созданы все условия для отдыха. В их распоряжении два благоустроенных общежития, столовая, клуб на 600 мест, спортивный зал, хорошая библиотека.

К 190-летию училища, в марте 1971 года, был открыт музей. Здесь курсантов знакомят с историей и богатыми традициями училища, проводят «уроки мужества», вручают комсомольские билеты, происходят встречи с ветеранами флота, участниками плаваний в северных конвоях, защитниками Заполярья. Музей охотно посещают школьники, различные делегации.

По материалам музея создается галерея знатных выпускников «Ими гордится училище».

Весь советский народ находится под впечатлением грандиозных планов, которые наметил XXVI съезд КПСС. Заметная роль отведена в них и дальнейшему развитию морского флота страны. Это потребует от нас повышения качества всей учебной и идейно-политической работы.

Отмечая 200-летний юбилей, коллектив училища приложит все силы, чтобы наши питомцы и впредь высоко несли звание выпускников старейшего в стране Архангельского мореходного училища имени капитана В. И. Воронина.

Опубликовано в журнале "Морской флот" №3 за 1981 год

Наверх