Смотри так же: С востока на запад

Архангельск по праву считается колыбелью флота России. Но, чтобы иметь правильное представление, как выглядели парусники тех времен, публикуется эта статья.

Развитие мирового судостроения в XVII веке шло в двух направлениях: увеличение размерений судов и увеличение скорости. Нет сомнений в том, что здесь были заложены основы настоящего судостроения, которые дали основные законы проектирования морских судов.

Судостроители тех времен, делавшие корпуса кораблей из сравнительно коротких досок, бились над проблемой сохранения формы тяжело нагруженных судов на взволнованном море. Размеры судов стремительно увеличивались, а доски выпиливались все из тех же, сравнительно коротких, деревьев. Парусный корабль представлял собой чудесное творение,

В XVII веке парусники, каракки и нефы постепенно превратились в крупные морские суда водоизмещением в 1000 тонн и более и получили новые названия: фрегаты и линейные корабли.

Быстроходные легкие фрегаты часто несли на бизане косой парус и использовались для дозорной службы, почтовых перевозок и в качестве экспедиционных судов. На судах такого типа капитан Кук плавал к берегам еще неоткрытой Антарктиды.

Барк

Тяжелые трехмачтовые линейны корабли несли прямые паруса, имели 3—4 палубы и мощное артиллерийское вооружение по бортам. Предназначались они в основном для ведения морского боя.

В XVIII—XIX веках установили единые международные типы кораблей по величине, роду службы, оснастке и артиллерийскому вооружению.

Линейные корабли первого и второго рангов вооружались 120-130 орудиями. Длина этих кораблей со ставляла 60, ширина 16 метров.

Бриг

Корабли третьего и четвертого ранга при длине 52—55 и ширине 15 метров несли по 80—90 орудий.

Длина фрегатов колебалась от 45 до 48 метров, ширина от 11,5 до 12,5 метра. Число орудий в зависимости от ранга было 40—60.

Следующий класс составляли сорокаметровые корветы, имевшие 24—30 орудий.

Корма судна, выполненная подобно резной башне, украшалась искусными узорами и была предметом всеобщего восхищения

Суда типа корветов, но меньших размеров, назывались шлюпками. Они более других были приспособлены для экспедиционных целей.

Легкими и мелкими судами были бриги длиной до 35 и шириной до 9 метров.

Люгеры, шхуны и тендеры были около 20 метров длины.

Тип парусного вооружения в основном соответствовал классу судов. Так, линейные корабли, фрегаты и корветы несли прямые паруса на всех трех мачтах, причем линейные корабли имели и по четыре мачты. На бизань-мачте ставился небольшой гафельный крюмсель, а над ним топсель, пространство между мачтами заполнялось многочисленными стакселями, такие же паруса ставили между мачтой и бушпритом. Косые паруса позволяли судну довольно круто идти к ветру.

Модель-голландского-судна-XVII-века

Если же бизань-мачта прямых парусов не имела, то судно называлось барком. Суда, имевшие прямые паруса только на передней мачте, получили название баркентин или бригантин (первые имели три мачты, вторые — две).

Шхуны в те времена строились двухмачтовыми с большим наклоном их на корму. Они прекрасно лавировали, но были рыскливыми при попутных ветрах. Для борьбы с рыскливостью на фок-мачте ставили большой прямой парус — брифок, а косые паруса убирали. Кроме брифока, на мачте имелись марсели и брамсели. Нижние части мачт на шхуне делали высокими, а стеньги - короткими.

На люгерях ставили три мачты с рейковыми парусами, над последними поднимались и рейковые топсели. Фок-мачта ставилась близко к носу с наклоном вперед, грот-мачта — в середине судна вертикально, а бизань — с наклоном назад. Этот тип вооружения был прост в управлении и не нуждался в многочисленной команде.

Тендеры имели одну высокую мачту с длинной стеньгой; на мачте ставили гафельный грот, гаф-топсель, стаксель и кливер. При попутных ветрах поднимали брифок и марсели. Этот тип парусного вооружения впоследствии перешел на прогулочные и спортивные яхты.

Парусный корабль XVII века был настоящим произведением человеческого гения.

В начале XIX века в Америке в городе Балтиморе стали строить очень легкие и быстроходные небольшие по величине шхуны и бриги. У них были полные носовые образования и сравнительно острая корма, что приводило к заметному кормовому дифференту. Кроме того, они еще обладали значительной килеватостью, облегчавшей им плавание и лавировку. Мачты сильно заваливались на корму, что позволяло издали отличать эти суда. Большая ширина позволяла им плавать без балласта, неся огромную парусность. Суда этого типа, как бы срезавшие на ходу гребни волн, получили название балтиморских клиперов, которые использовались для перевозки небольших партий груза.

В 1845 году в Нью-Йорке спустил на воду новый клипер «Радуга». Его длина 45,7 метра, ширина 9 метров. В носовой части ватерлиния был вогнута, а наибольшая ширина смещена к корме. Поперечные сечения корпуса развивали идеи, заложенные в балтиморские клиперы, и были близки к треугольнику. Судно неожиданно для многих специалистов, оказалось весьма мореходным и быстроходным. От Нью-Йорка до Кантон оно шло 92 дня, обратный рейс занял 88 дней. Естественно, что верфи сразу же были завалены заказами на суда этого типа. Новые быстроходные парусники стали использоваться для перевозки срочных грузов: шерсти, чая, почты.

Журнал "Морской флот"


Чтобы оставить комментарий, нужно зайти на сайт под своим именем через форму авторизации или с помощью социальных сетей.

Популярное