Смотри так же: С востока на запад

Архангельск по праву считается колыбелью флота России. Но, чтобы иметь правильное представление, как выглядели парусники тех времен, публикуется эта статья.

Развитие мирового судостроения в XVII веке шло в двух направлениях: увеличение размерений судов и увеличение скорости. Нет сомнений в том, что здесь были заложены основы настоящего судостроения, которые дали основные законы проектирования морских судов.

Судостроители тех времен, делавшие корпуса кораблей из сравнительно коротких досок, бились над проблемой сохранения формы тяжело нагруженных судов на взволнованном море. Размеры судов стремительно увеличивались, а доски выпиливались все из тех же, сравнительно коротких, деревьев. Парусный корабль представлял собой чудесное творение,

В XVII веке парусники, каракки и нефы постепенно превратились в крупные морские суда водоизмещением в 1000 тонн и более и получили новые названия: фрегаты и линейные корабли.

Быстроходные легкие фрегаты часто несли на бизане косой парус и использовались для дозорной службы, почтовых перевозок и в качестве экспедиционных судов. На судах такого типа капитан Кук плавал к берегам еще неоткрытой Антарктиды.

Барк

В начале XIX века в Америке в городе Балтиморе стали строить очень легкие и быстроходные небольшие по величине шхуны и бриги. У них были полные носовые образования и сравнительно острая корма, что приводило к заметному кормовому дифференту. Кроме того, они еще обладали значительной килеватостью, облегчавшей им плавание и лавировку. Мачты сильно заваливались на корму, что позволяло издали отличать эти суда. Большая ширина позволяла им плавать без балласта, неся огромную парусность. Суда этого типа, как бы срезавшие на ходу гребни волн, получили название балтиморских клиперов, которые использовались для перевозки небольших партий груза.

В 1845 году в Нью-Йорке спустил на воду новый клипер «Радуга». Его длина 45,7 метра, ширина 9 метров. В носовой части ватерлиния был вогнута, а наибольшая ширина смещена к корме. Поперечные сечения корпуса развивали идеи, заложенные в балтиморские клиперы, и были близки к треугольнику. Судно неожиданно для многих специалистов, оказалось весьма мореходным и быстроходным. От Нью-Йорка до Кантон оно шло 92 дня, обратный рейс занял 88 дней. Естественно, что верфи сразу же были завалены заказами на суда этого типа. Новые быстроходные парусники стали использоваться для перевозки срочных грузов: шерсти, чая, почты.

Журнал "Морской флот"

Наверх