Есть на Севере, в Архангельской области, место которое дорого каждому русскому человеку. Это Холмогоры. Здесь родился наш великий соотечественник — Михаил Васильевич Ломоносов. Но не все знают, что старинное село Холмогоры в давние времена являлось в этих краях центром морской торговли и судостроения, что отсюда пошли многие династии мореходов-поморов. Не случайно именно здесь в 1781 г. учредили мореходную школу. Вскоре ее перевели в Архангельск, где с перерывом в несколько десятков лет она существует и поныне, получив в 1944 г. свое настоящее название — Архангельское мореходное училище.

Богатой истории первого в России морского коммерческого учебного заведения посвящена книга К. Бурсина и Г. Попова «Старейшее мореходное», выпущенная Северо-Западным книжным издательством в 1976 г. Авторы шаг за шагом проследили все ступени развития училища, сыгравшего, как справедливо отмечено во вступлении, «исключительно важную роль в развитии отечественного мореплавания на «Севере».

В книге отобраны наиболее значительные факты, интересные сведения. Можно узнать, например, о любопытных подробностях учебы и быта тех молодых людей, которые без малого два столетия назад сели за стол, чтобы изучать науки «мореходству потребные». Сейчас нельзя без улыбки читать о том, что, помимо «российской грамоты и письма», арифметики, английского и других иностранных языков, первые ученики изучали здесь «купеческую» и «круглую» навигацию, «сферику» и даже «бухгалтерство на италианский образец» или, что несколько из них «за нерачение науки и неприлежность — сечены розгами».

В жизни училища, как свидетельствует книга, наблюдались различные изменения, менялось и его название. Но суть всегда оставалась — оно готовило высококвалифицированных моряков для отечественного флота. Авторы обосновали причины различных преобразований, показали их зависимость прежде всего от социально-экономических условий страны, связали это с состоянием и развитием судостроения и мореплавания.

Книга рассказывает об известных всей стране капитанах питомцах Архангельского мореходного училища. Среди них: «российский шкипер» Д. И. Шваненберг, капитан «Утренней зари», первой в 1877 г. проложившей курс от Енисея до Петербурга; Н. М. Сахаров — штурман, а затем капитан «Св. Фоки», сподвижник Г. Я. Седова; А. С. Кучин — штурман и океанограф экспедиции Р. Амундсена на «Фраме» в Антарктику в 1910—1912 гг., а затем капитан экспедиции В. А. Русанова на «Геркулесе».

Памятник архитектуры. Торгово — мореходное училище

В разное время закончили училище В. И. Воронин, командовавший «Г. Седовым», «Сибиряковым», «Челюскиным», «Ермаком», знаменитые на Севере капитаны С. В. Гудин, И. Ф.Котцов, Б. Е. Ушаков, И. А. Пономарев, А. К. Вурке, А. Ф. Пинежанинов. Здесь получил диплом штурмана дальнего плавания П. А. Пономарев, капитан первого в мире атомного ледокола «Ленин».

Трое воспитанников училища стали кавалерами Золотой Звезды, Героями Советского Союза. Семеро удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда. Около двадцати судов советского флота носят на своем борту имена выпускников Архангельской мореходки.

Больше половины своего труда авторы посвящают советскому периоду жизни училища. Они подчеркивают, что после установления Советской власти были созданы большие возможности для развития специального образования. Сейчас, в преддверии праздника — 60-летия Великого Октября, особый интерес представляют те страницы книги, где авторы рассказывают о революционных традициях училища. Его курсанты и выпускники никогда не оставались в стороне от важнейших политических событий.

Так, специалисты, окончившие училище в первые годы Советской власти, приняли активное участие в восстановлении водного транспорта, реализации разработанного по инициативе В. И. Ленина плана развития производительных сил Севера и освоения морей Северного Ледовитого океана.

«Годы становления техникума водного транспорта, преобразованного из торгово-мореходного училища,— пишет в предисловии секретарь Архангельского обкома КПСС канд. ист. наук Ю. Н. Кучепатов — выпускник училища,— это волнующие годы, когда в неимоверно трудных условиях, переживаемых страной, готовились не только кадры судоводителей, но и судомехаников. Светом Великого Октября была озарена его деятельность».

В заключение можно отметить, что, по нашему мнению, книгу К. Бурсина и Г. Попова с интересом прочтут не только те, кто окончил Архангельское мореходное училище, но и многие другие, которые хотят узнать о развитии мореходного образования на русском Севере.

Наверх