Я. Е. Макаров, предполагающий построить электрический трамвай в г. Архангельске, произвел 28 декабря 1912 г. учет городского уличного движения с 7 час. утра до 9 ч. вечера. В основу учета была положена цель получить общую картину движения и, в частности, определить значение Соломбалы для пассажирских перевозок по трамваю. Пунктами, которые наиболее резко характеризуют движение согласно местным условиям, надо считать:
I — в Соломбале, у Кузнечевскаго моста; и по Троицкому проспекту:
II — у общины Красного Креста;
III — у санитарной станции;
IV — у Соборной улицы;
V — у Оперной улицы.
При таком выборе пунктов, они являлись воротами, через которые направлялось движение по Троицкому проспекту, имея в виду, что трамвай должен проходить по этому проспекту.
На каждом посту записывались проходившие через него в прямом и обратном направлеиии: 1) пешеходы, 2) извозчики пустые и 3) с пассажирами, 4) конки пустые и 5) с пассажирами. Движение в прямом направлении считалось — в Соломболу, в обратном — из Соломбалы.
Передвинулось по всем постам | Из Соломбалы | В Соломбалу | ||||
конок | извозчиков | людей | конок | извозчиков | людей | |
Пешеходов | 12293 | 12070 | ||||
Извозчиков пустых | 301 | 212 | ||||
Извозчиков с пассажирами | 328 | 490 | 402 | 586 | ||
Конок пустых | 78 | 36 | ||||
Конок с пассажирами | 357 | 1008 | 374 | 1039 | ||
Итого: | 435 | 629 | 13791 | 410 | 614 | 13695 |
Общее заключение о движении надо характеризовать как оживленное для такого города, как Архангельск. Город или предприниматель теперь должен определить наименьшее число пассажиров, которое он должен перевозить на каждом перегоне, чтобы не терпеть убытка, а зная эту цифру, он, имея в руках картину уличного движения, может судить, в праве ли он рассчитывать на определенную наименьшую цифру перевозок пассажиров.