Летом 1925 года архангелогородцы, жившие в районе Кузнечихи, наблюдали необычную картину: над городом кружил небольшой зеленоватый биплан. С земли он походил па сказочного «конька-горбунка», несущего своего хозяина «на море-окиян». В одном из пилотов старожилы сразу узнали своего земляка Д. М. Вершинского.
...Дмитрий Михайлович родился в Архангельске 10 ноября 1893 года. Уже в начале нынешнего века он был в городе популярной личностью. На страницах архангельских газет его имя впервые упоминалось зимой 1911 — 1912 года, когда Вершинский, судовой механик по специальности, вышел победителем в городских соревнованиях конькобежцев и лыжников. Дважды получал приз «Золотой кубок». Отличная физическая подготовка, знание техники послужили тому, что в 1916 году его призвали на роенную службу в Гатчинский четвертый аэропарк. Здесь он впервые поднялся в воздух, блестяще окончил курсы мотористов, затем — воздухоплавательную школу и получил звание пилота-аэронавта.
Сражения на фронтах первой мировой войны принесли много испытании авиатору. Он летал на самолетах почти всех типов, находившихся на вооружении в русской авиации, и получил медаль «За храбрость». После Октябрьской революции летчик Вершинский участвовал в боях против панской Польши, подавлял мятеж в Кронштадте, восстание кулацких банд Антонова на Тамбовщине, отличился под Борисоглебском и Уральском.
Весной 1925 года Д. М. Вершинский как опытный пилот был направлен в Архангельск в распоряжение губернского комитета Авиахима. В то время в Кузнечихе за Казармами восстания находилось небольшое летное поле и ангар, в котором и помешался двухместный «Конек-горбунок» с мотором мощностью 100 лошадиных сил. Он развивал большую по тем временам скорость — 120 километров в час.
Летчик Д. Вершинский и бортмеханик И. Денисов не просто первыми подняли биплан в северное небо. Они в нем работали. Совершили агитперелет по многим городам и селам Северного края.
Справка Центрального Государственного архива Октябрьской революции дает представление о работе первопроходцев северных трасс:
«Самолет Архангельского губернского Авиахима — «Конек-горбунок» сделал два вылета в уезды. Поднято 53 человека. Разбросано 45 килограммов листовок. Покрыто 2282 километра. В районе города на Двине произведено до 65 вылетов. Экипажем самолета прочитано до сорока докладов и проведено 65 экскурсий».
С 6 ноября 1929 года Вершинский становится начальником воздушой станции (аэропорта) в столице Северного края — Архангельске. Дел было немало. Предстояло вначале оборудовать ледовый аэродром напротив яхт-клуба, а затем построить в Кегострове грунтовый. Четвертого февраля 1930 года в 8 часов 15 минут с него поднялись два самолета с пассажирами на борту и взяли курс на Усть-Сысольск. Их вели летчики К. Дедушенко и В. Боженек. Полет по трассе протяженностью 930 километров с посадками в Березнике и Котласе до столицы Коми продолжался свыше семи часов. Этот день стал официальной датой открытия Архангельского аэропорта.
Благодаря заботам Вершинского аэропорт на Двине из года в год совершенствовался. В самолетном парке появились новые машины К-5, Сталь-2, Ш-2, У-2... Открылись аэросанные линии.
Д. М. Вершинский был не только непревзойденным летчиком, но и талантливым линейным механиком. Он — пионер применения авиации на зверобойных промыслах: несколько лет в Беломорском авиаотряде Главсевморпути успешно командовал звеном-самолетов Ш-2.
В годы Великой Отечественной войны Вершинский служил в авиационном подразделении, выполнял государственные задания по проводке и охране караванов судов, идущих в Архангельск из стран-союзииц со стратегическими грузами.
Двадцать второго апреля 1942 года не стало старейшего архангельского летчика. Но память о нем останется навсегда в наших сердцах. Накануне празднования 400-летия со дня основания Архангельска в Кузнечихе на здании школы № 1 (рядом с ней Д. М. Вершинский проживал долгие годы) была открыта мемориальная доска с барельефом первопроходца северных воздушных трасс. В школьном музее создан фотостенд, материалы которого расскажут о его жизни и деятельности.
Г. Личков, Председатель совета народного музея авиации Севера.
На снимке: Д. М. Вершинский (1925 г.).
Правда Севера. - 1983. - 17 ноября