Сайт "Старый Архангельск", агенство недвижимости "Троицкий дом" и журнал "Уютный дом" продалжают кампанию "Поделись фотографией города!":

На улице Логинова, а бывшей Успенской, стояла церковь, которая и дала имя улице. Называлась она Успенско-Боровская. Сразу за ней начинался сосновый бор, отсюда и ее второе название. Деревянный город склонен к пожарам, и церковь не исключение. Первая постройка погибла в огне.

За церковью располагалась, да и сейчас располагается, место, которое называется Кузнечиха. Название это распространилось от деревни, которая, в свою очередь, унаследовала ее от горы Кузнечихи. До сих пор, берег, в этом месте, имеет значительную высоту. Название свое эта гора получила не от мифических кузнецов некогда проживавших на это месте, а от чудского Кузмеча, что означает еловый лес, или бор, по нашему. Со временем, по неписаным правилам русского языка того времени, "м" заменилась на "н", а затем прибавилось "иха" как окончание женского рода.

В 1716 году, по указу Петра I в деревню Кузнечиху были переведены Русский и Гайдукский полки, которые до этого базировались на острове Бревенник. А в 1724 году к ним добавился еще один полк - Устюжский. А в 1747 году на месте деревянной церкви выросла каменная.

Кузнечиха

Плана застройки расположения полков не было, поэтому жилища возводились стихийно. Дома солдат не могли соперничать с особняками соседней Немецкой слободы. Это были скромные домики с небольшим наделом земли, чтобы можно было посадить немного овощей, так необходимых в суровых северных широтах.

При отсутствии военных действий служивый люд вел свое небольшое хозяйство, обзаводился семьей, рожал детей. Степенные мужья из соседней Немецкой слободы наведывались сюда для известных развлечений, после которых в селении появлялся еще один рот, который нужно кормить. Известно нашумевшее уголовное дело содержательницы нелегального приюта для отказников. Со всей Кузнечихи приносили ей незаконнорожденных младенцев. За определенную мзду, она обязалась содержать их. Но уход за младенцами был такой, что редкий ребенок доживал до своего первого дня рождения.

Особой популярностью у местного населения пользовались питейные заведения. Не были редкостью разбои и грабежи. Об освещении улиц в темное время не было и речи.

Некоторые постройки, оставшиеся от того времени сохранились до середины прошлого века. Их мы и можем увидеть на снимках.

Стоит обратить внимание на тот факт, что колокольня Успенской церкви прославилась на всю Россию тем, что она подобно Пизанской башне наклонилась и стала медленно увеличивать угол наклона. Дошло дело до того, что звонари отказывались подниматься на нее в зимнее время опасаясь соскользнуть вниз. Перельман Яков Исидорович в соей книге "Занимательная физика" упоминает ее и печатает фотографию:


*Стоящий предмет не опрокидывается только тогда, когда отвесная линия, проведенная из центра тяжести, проходит внутри основания вещи. Поэтому наклонный цилиндр должен непременно опрокинуться; но если бы он был настолько широк, что отвесная линия, проведенная из его центра тяжести, проходила бы в пределах его основания, цилиндр не опрокинулся бы. Так называемые “падающие башни” — в Пизе, в Болонье или хотя бы “падающая колокольня” в Архангельске не падают, несмотря на свой наклон, также потому, что отвесная линия из их центра тяжести не выходит за пределы основания (другая, второстепенная, причина та, что они углублены в землю своими фундаментами).*


Исправил же наклон 32-х метровой колокольни академик архитектуры, член императорской археологической комиссии П. П. Покрышкин в 1912 году. В 1931 году церковь вместе с колокольней разрушили.

Наверх