16 сентября 1915 года у причалов городской пристани Архангельска ошвартовались гидрографические суда «Таймыр» и «Вайгач», завершившие впервые в истории мореплавания сквозной переход Северным морским путем с востока на запад — от Берингова пролива до Белого моря.

 

«Таймыр» и «Вайгач», построенные в 1909 году на Невском судостроительном заводе, были суда с ледокольными обводами, приспособленные к плаванию и зимовке в арктических условиях. Водоизмещение каждого составляло 1290 тонн, мощность машин 1200 индикаторных сил позволяла развивать скорость 10,5 узла. На кораблях установили радиостанции с дальностью действия до 150 миль.

В первом варианте экспедиция должна была начать свою работу с запада. Но потом решили начать с востока с целью изучения в первую очередь пути от Берингова пролива до устьев Лены и Колымы. Базой экспедиции стал Владивосток, куда суда пришли после восьмимесячного плавания к июлю 1910 года, совершив путь вокруг Европы, через Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны.

В августе того же года экспедиция вышла в первое плавание, но в Беринговом море встретила тяжелые льды, суровую погоду со снегопадами и в октябре вернулась на базу.

В июле 1911 года начался второй поход на Север, где велись работы до сентября. В плавании приступили к описи побережья от пролива Беринга до устья реки Колымы. Произвели первый в этом секторе Арктики океанологический разрез. На обратном пути суда разделились: «Таймыр» продолжил описные работы к мысу Дежнева, а «Вайгач» пошел к острову Врангеля, на котором был поднят русский флаг, построены навигационные знаки и произведена опись острова. «Вайгач» стал первым судном, обошедшим вокруг острова. Затем «Вайгач» пошел к американскому материку, а оттуда — к мысу Дежнева, где встретился с «Таймыром».

Вайгач

Результатом работ экспедиции во втором походе были изданные уже в 1912 году мореходные карты и первая лоция восточной части Северного Ледовитого океана от Берингова пролива до устья реки Колымы.

Третье плавание началось в мае 1912 года. Произвели опись некоторых участков побережья Камчатки, Командорских островов, обследовали Медвежьи острова в Восточно-Сибирском море, побережье материка до бухты Тикси, острова Большой и Малый Ляховские, Семеновский и Котельный.

В июне 1913 года вышли в четвертое плавание. Оно было не совсем удачным — тяжело заболел начальник экспедиции И. С. Сергеев, его заменил командир «Таймыра» старший лейтенант Б. А. Вилькицкий. Обследовали море Лаптевых, обошли с севера Новосибирские острова, описали устье Яны, бухту Нордвик, остров Преображения, бухту Марии Прончи-щевой. Открыли острова Малый Таймыр, Старокадомского, а к северу от мыса Челюскин — неведомую землю, называемую теперь Северной Землей.

24 июня 1914 года экспедиция вышла из Владивостока в пятый раз с целью пройти весь Северный морской путь с востока на запад: открыли остров, названный в честь участника экспедиции лейтенанта А. Н. Жохова, произвели опись южной части Северной Земли, определили координаты островов Малый Таймыр и Старокадомского. 5 сентября, зажатые льдами по западную сторону мыса Челюскина, суда стали на зимовку. Как вспоминает Л. А. Старокадомский, она была нелегкой. На обоих судах находилось 98 человек. Пища была однообразной и довольно скудной, что вызывало заболевание цингой. Запасы угля подходили к концу.

В 275 километрах от «Таймыра» зимовало судно «Эклипс», посланное на поиски пропавших без вести экспедиций Г. А. Седова, Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова. Через это судно удалось установить радиосвязь с берегом. Гидрографическое управление дало указание командованию экспедиции в целях разрешения продовольственного кризиса часть команды отправить к зимовке «Эклипса». Оттуда 39 участников экспедиции с помощью известного полярника Н. А. Бегичева были доставлены в село Гольчиху на Енисее.

Несмотря на тяжелые условия зимовки, личный состав экспедиции не терял бодрости и работоспособности; непрерывно велись исследовательские работы, обрабатывались собранные материалы.

В июле 1915 года ледовая обстановка позволила продолжить плавание на запад. После короткой стоянки ка Диксоне экспедиция отправилась в Архангельск,

Н. Н. Зубов в своем труде «Отечественные мореплаватели — исследователи морей и океанов» характеризует плавание экспедиции во многих отношениях весьма поучительным.

В этом первом сквозном плавании по Северному морскому пути с востока на запад были описаны большие участки побережья и многих островов, открыты и положены на карту несколько островов; совершено крупнейшее географическое открытие

Опубликовано в журнале "Морской флот" №9 1970

Наверх