В марте 1944 г., когда еще шли ожесточенные бои с фашистскими полчищами, Советское правительство, заботясь о будущем торгового флота, приняло постановление об организации мореходных школ для подготовки квалифицированных кадров морского транспорта. В числе первых таких учебных заведений была Архангельская мореходная школа, которая стала готовить матросов, машинистов, мотористов и электриков — рабочих моря.

 

За прошедшие годы в стенах школы получили морскую профессию более 11 тысяч человек. Они работают на судах Северного, Мурманского, Дальневосточного и других паро-ходств. Многие, продолжив образование, стали техниками и инженерами, механиками, штурманами и капитанами.

Изготовление грузовой сетки

Есть и среди преподавателей школы бывшие ее выпускники. Это заместитель начальника школы по учебно-производственной части Н. Ященко, мастера производственного обучения А. Светоносов и П. Новиков, преподаватель устройства корабля В. Пугачев и др. Всего 13 профессиональных моряков обучают юношей флотскому делу.

Судовые механизмы нужно знать досконально

Учащиеся обеспечиваются бесплатным форменным обмундированием, питанием и стипендией. В школе созданы все условия для завершения полного среднего образования, а тем, кто уже его имеет, предоставляется возможность заочно учиться в Архангельском мореходном училище или в ЛВИМУ. В помощь им проводятся лекции, собеседования, консультации.

Урок черчения ведет Н. Ященко, воспитанник школы, ныне заведующий учебной частью

Особое внимание уделяется развитию учебно-производственной базы школы. Большую помощь в этом оказывает пароходство, выделившее для проведения плавательской практики курсантов теплоход «Татария», а для успешного освоения водолазного дела — специальный катер.

Экскурсия на судно

Есть у школы и свои проблемы: надолго затянулся капитальный ремонт учебного корпуса, нет условий для полноценной организации спортивной работы и т. д. Без активного вмешательства пароходства тут не обойтись.

Ныне школа готовит квалифицированных специалистов по совмещенным профессиям: моторист I класса — матрос II класса, матрос I класса — моторист II класса, электрик-моторист II класса. Скользящий график учебного процесса и приема-выпуска курсантов (примерно по 25—30 человек в квартал) позволил равномерно в течение года обеспечивать Северное пароходство молодым пополнением.

Фото Р. Бумагина

Опубликовано в журнале "Морской флот" №4 за 1981 год.

Наверх