Бурное развитие экономики Европейского Севера нашей Родины потребовало дальнейшего улучшения транспортных связей, совершенствования технической оснащенности и повышения уровня эксплуатации флота Северного пароходства. Отдаленность пароходства и его предприятий от научных центров страны осложняла их работу по повышению эффективности производства и интенсификации морских перевозок.

Создание а 1973 году Северного отделения ЦНИИМФа в Архангельске служит делу укрепления связи науки с производством.

Научно-исследовательская работа отделения организуется исходя из задач, стоящих перед головным институтом, с учетом того, чтобы в перспективе стать специализированным подразделением ЦНИИМФа по изучению проблем, связанных с лесными перевозками.

Позади организационная стадия развития, в основном сложился творческий коллектив, завершился первоначальный этап по образованию материально-технической базы.

Все это позволило систематически наращивать объем научно-исследовательских работ, в основе которых определились такие направления, как совершенствование организации морских перевозок; научная проработка технологии морских перевозок лесных грузов и обоснование программы пополнения флота судами-лесовозами; совершенствование технической эксплуатации флота бассейна, радиосвязи судов с береговыми радиоцентрами и др.

Мы стремимся охватить перспективные и текущие задачи, стоящие перед отделением по научному обеспечению потребностей Северного морского пароходства и принять участие в исследованиях, проводимых для отрасли в целом.

Первое время работа коллектива проводилась преимущественно на условиях долевого участия в разработках головного института по его техническим заданиям, а затем исследования, выполняемые самостоятельно, постепенно возросли и ныне составляют около 50% всего объема.

По заданию пароходства отделение с участием и помощью специалистов ЦНИИМФа и Ленинградского института железнодорожного транспорта разработало предложения по организации и технологии замкнутого обращения крупнотоннажных контейнеров на дудинском направлении в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, с использованием судов типа СЛ-3 и СЛ-5.

При активном содействии специалистов службы связи пароходства было проведено опытное внедрение стандартных форм радиопереписки служб и отделов пароходства в системе берег — судно. Задачей этой работы был поиск путей для сокращения объема корреспонденции при сохранении информационной содержательности сообщения. Применение унифицированной радиопереписки позволило без дополнительных капитальных вложений увеличить пропускную способность системы связи. Годовой экономический эффект от внедрения составил 107 тыс. рублей.

Большой интерес представляет опыт экипажа «Инкурлес» по безстензельной перевозке лесного палубного груза. Были разработаны технические условия этих перевозок, внедрение которых в практику работы флота дало возможность сократить расходы, связанные с использованием, установкой и снятием стензелей, а также улучшить сохранность груза при перевозке.

В связи с тем, что в Архангельске имеются предпосылки для терминальной обработки судов, были изучены возможности организации фидерных перевозок лесных грузов из мелководных аутпортов Белого моря в Архангельск мелкотоннажным флотом, с последующей его транспортировкой на крупнотоннажных судах на экспорт. Богатый аналитический материал и выводы нашли применение в пароходстве. Учитывая тот факт, что Архангельский и Котласский целлюлозно-бумажные комбинаты стремительно наращивают свои производственые мощности, быстро растут объемы перевозок их продукции, в том числе и морским транспортом. Поэтому изучение организации вывоза экспортной продукции целлюлозно-бумажных комбинатов Архангельской области флотом Северного пароходства включено в план нашей работы. Выбор оптимальных типов судов и расстановка их по линиям и направлениям на перспективу, разработка предложений по технологии перевозок, определение технических возможностей Архангельского морского порта по переработке этой продукции являются составными частями исследования.

Следует отметить, что Северное отделение ЦНИИМФа является единственной в Архангельске научной организацией, занимающейся вопросами совершенствования транспортных процессов. В связи с этим, помимо работ, выполняемых для морского флота, нам поручают проводить исследования, затрагивающие проблемы транспортных связей Архангельской области. Так уже в текущем году начали разработку оптимальных транспортно-технологических схем вывоза продукции целлюлозно-бумажных комбинатов области всеми видами транспорта.

Внедряются в производство предложения по переводу Дудинского порта на работу в оптимальном режиме и повышению оборачиваемости судов на этом направлении.

Ведутся разработки по определению основных направлений развития баз технического обслуживания в портах Северного бассейна; обобщению опыта эксплуатации энергетических установок некоторых типов судов пароходства; повышению надежности работы судовых механизмов; переводу на гарантированное техническое обслуживание некоторых серий судов пароходства.

Исследования Северного отделения приобретают с каждым годом все более конкретную практическую направленность, повышается их эффективность.

Однако, отсутствие соответствующей объему и характеру выполняемых работ материально-технической и лабораторной базы уже сейчас сдерживает творческие возможности коллектива.

В настоящее время закончена разработка проекта плана научно-исследовательских работ до 1985 года, который охватывает основные аспекты производственной деятельности Северного отделения. Исследования по дальнейшему совершенствованию работы флота пароходства, предусматривают разработку рекомендаций по расстановке флота на последовательных рейсах и линиях с традиционными и перспективными грузами; определение оптимальных транспортно-технологических схем вызова экспортных пиломатериалов из Архангельского лесопромышленного комплекса и аутпортов Беломоро-Печорского региона, а также пилопродукции Верхнеенисейских комбинатов через порт Игарку.

Появление качественно новых типов судов потребовало проведения глубоких исследований по их эффективному использованию в транспортно-технологических схемах Севера.

Вопросы экономического обоснования и организации работы флота пароходства на новых линиях и направлениях, а также при каботажных перевозках находят свое место в планах нашей работы.

Кроме подготовки правил морской перевозки лесных грузов, предусматривается разработка технических условий на перевозку леса и его производных, в том числе и на новых типах судов; выработка рекомендаций по рациональному использованию тоннажа Северного бассейна и комплектации оптимальных пароходных партий в зависимости от транспортных характеристик пиломатериалов и технологических особенностей лесопромышленных комплексов Архангельска, портов Белого моря и Западной Сибири.

Планируется целый комплекс исследований по организации и технологии морских перевозок традиционных грузов Норильского горно-металлургического комбината и Архангельского территориального геологоразведочного управления, с учетом продленной навигации в западном районе Арктики.

На основе глубокого анализа причин аварийности будет разрабатываться система мероприятий по обеспечению безопасности мореплавания в Северном бассейне с лесными грузами.

Журнал "Морской флот" 1973 год

Наверх