Четвертая статья, опубликованная в "Недвижимости Архангельской области"

Старинные документы показывают, что еще до основания Архангельска уже существовало Соломбальское селение или по другому Терпилов Стан. Располагалось оно на северо-востоке Большого Соломбальского острова. Впервые о Соломбале упоминается в 1471 году в списке Двинских земель. Этот факт указывает на то, что люди в Соломбале жили задолго до возникновения Архангельска. В последствии селение распространилось на соседние острова - Баннный и Никольский.

Степан Федорович Огородников, архангельский историк, предполагает, что название “Соломбала” произошло от финского “солемба” и означает низменное болотистое место.

Соломбальцы могут похвастаться, что они не раз ходили по земле многих европейских государств. И делали они это, даже не уходя далеко от своего дома. Дело в том, что на заре становления порта и верфей в Соломбале, портовые власти пытались бороться с наводнениями, которые случались каждую весну с большей или меньшей силой. Почти 300 лет, всем, приходящим в Архангельск судам, рекомендовалось иметь в трюме земляной балласт который попадал в Соломбалу сначала с помощью судовладельцев или самих жителей, а потом специально созданной балластной артелью, в которой в разное время было до 60 человек.

Самое сильное половодье было отмечено в 1811 году, когда вода поднялась более чем на 6 метров. Было разрушено множество береговых построек, а некоторые суда оказались далеко в глубине острова.

В силу своего характера, Соломбальцы не придавались унынию в эти дни. По помутнению воды в реке, они узнавали о начале половодья за девять дней, поднимали на верхние этажи, чердаки и крыши домов, свои пожитки и скот, привязывали к домам мосточки, или прижимали их тяжелыми чугунными болванками, и с веселыми песнями ездили на лодках от дома к дому.

Через Соломбалу изначально протекали две реки. Между Банным и Никольским островом текла Соломбалка, а между Никольским и Большим Соломбальским - Курья. В начале 20 века Соломбалка была засыпана, а река Курья постепенно стала называться Соломбалкой, и в последствии это название за ней официально закрепилось.

До 1741 года Адмиралтейская слобода застраивалась без плана, как попало. Рабочий люд старался ставить свои дома поближе к верфи. Обычно они строились по типу крестьянских, с поветями и овинами, держали скот и возделывали огороды. В редком дворе не было своей бани.

Питейные заведения тоже старались поставить поближе к верфи. Нередко это были ветхие постройки, с антисанитарией, царившей внутри, “развратными людьми” и дебошами. Следует отметить, что подобные вещи творились только в подобных заведениях, а сами соломбальские жители отличались “скудностью пороков” таких как грабежи и убийства, хотя мелкое воровство и пьянство здесь случались.

Тяжелые условия работы на верфи не способствовали заинтересованности населения в наведении порядка в слободе. Слобода тонула в невылазной грязи.Мосты через речки грозили обрушением. Поэтому власти взяли это направление жизни в свои руки.

solombala2

В 1825 году каждому хозяину предписывалось вырыть перед своим жилищем сточную канаву, и закрыть ее сверху деревянными мосточками. Все стоки потекли в реку Курью. Но большого изменения это не принесло. Канавы мелели, а смотреть за их состоянием было некому. Да еще новый указ Государя подкинул масла в огонь. На почве борьбы с пожарами, в 1836 году, вышел указ о повсеместном уничтожении деревянных мостков и замене их на каменные мостовые. Но, перефразируя старую поговорку, то, что немцу хорошо, то русскому смерть. Указ не принес чистоты на улицы Соломбалы. Камни тонули в болоте и не улучшали положения дел. И лишь в конце 1840-х годов наметилось послабление и деревянные мостовые местами стали вновь появляться. А с кончиной Николая I указ потихоньку стал забываться, и деревянные мосточки начали возрождаться.

Первые фонари на улицах Соломбалы появились в 20-х годах 19 века. В 1828 году их было 22, а к 1833 году число фонарей увеличилось до 40.

Здание флотских казарм - одно из немногих, сохранившихся до наших дней, построек старой Соломбалы. Первоначально, казармы состояли из двух одинаковых зданий. Первое, ближнее к реке Курье и сохранившееся до наших дней, было построено в течение двух лет в 1823 году. В 1824 году было возведено и второе здание. С упразднением военного порта, численность экипажей уменьшилась и это здание было переоборудовано под исправительное арестантское отделение. К сожалению, через некоторое время, оно погибло в пожаре. В советское время, над сохранившимся зданием появился четвертый этаж. За все время существования здания флотских казарм, в нем размещались различные организации: ремесленное училище, соломбальская полиция, пожарный обоз, морской музей,офицерский клуб, морской госпиталь и многие другие.

Наверх