В середине XVI века английские купцы, убедившись, что вывоз товаров из Англии уменьшается, а ввоз увеличивается, и побуждаемые блестящими открытиями испанцев н португальцев, решили искать новые пути и страны для торговли. Они учредили «Общество Купцов-искателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений неведомых и доселе морским путем непосещаемых» и снарядили три корабля. Начальником этой небольшой эскадры назначили Гуго Виллогби. В мае 1553 года корабли с командой в 116 человек вышли в далекое неведомое плавание. Заветной целью их было найти Северный морской путь в Индию.

В середине июня корабли подошли к острову Гельголанд, 2 августа были в виду Вардёгуза. Виллогби успел только назначить эту гавань сборным пунктом, а затем налетевший шквал разбросал корабли. Два из них пропали, а третий случайно занесло в Белое море.

24 августа оставшийся корабль под командованием Ричарда Ченслера вошел в Двинский залив и пристал к берегу, где позднее был основан Архангельск.

Прибыв в Москву, Ричард Ченслер вручил Ивану Грозному грамоту английского короля Эдуарда VI, «...писанную на разных языках ко всем Северным и Восточным государям». В этой грамоте говорилось о желании Англии получить новые рынки для торговли. Приняв на себя роль посла английского короля, Ченслер просил у царя разрешения для англичан пользоваться и впредь открытым им «новым путем» для торговых сношений с Россией.

Несколько месяцев прожил Ченслер в Москве, детально собирая сведения о России, несколько раз виделся с Иваном Грозным и получил от него заверения, что англичанам будут даны всякие свободы и преимущества, если только они пожелают установить торговлю с Россией.

Весной 1554 года Ченслер с письмом Ивана Грозного к английскому королю выехал тем же морским путем в Англию.

В следующую же зиму дошла до царя весть об обнаружении двух кораблей, которые «стоят на якорях в становищах, а люди на них все мертвы и товаров на них много». Это были корабли Виллогби. Затертые северными льдами вблизи Святого Носа, они остановились там на зимовку. Вероятно, не располагая достаточным запасом теплой одежды, топлива и пищи, моряки все погибли.

По приказу Ивана Грозного были переписаны английские товары и вместе с пушками и снастью корабельной доставлены в Холмогоры.

С возвращением Ченслера в Англию о России стали говорить, как о    вновь открытой стране, хотели знать ее историю, географию.

Вскоре образовалось специальное общество «Компания для торговли с Россией».

В 1555 году Ченслер с представителями этого общества Греем и Киллингвортом вторично на двух кораблях отправился в Россию, чтобы заключить торговый договор.

Переговоры с англичанами закончились успешно. Решили, что обмен товаров будет производиться в Холмогорах, осенью и зимой, «...что цены остаются произвольными, но что всякие обманы в купле судятся как уголовное преступление». Иван Грозный дал англичанам «жалованную грамоту», указав в ней, что они могут свободно торговать во всех городах России, без всякого ограничения и не платя никакой пошлины. В случае, если английское. судно разобьется у русских берегов, добыча от кораблекрушения должна быть возвращена в целости компании. Общество получило в дар от царя «в знак особого его благоволения» дом в Москве.

В ответ на эти милости, король Филипп и королева Мария обещали, в свою очередь, покровительства и свободу торговли русским купцам в Англии.

В 1556 году Ченслер отплыл в Англию с четырьмя богато нагруженными кораблями : «Эдуард Бенавентура», «Эсперанца», «Конфиденция», «Филипп и Мария» и с послом московского царя Иосифом Непею Вологжаниным. В летописи об этом событии записано следующее: «Они поехали из Москвы в июне, а отплыли с Двины 23 июля. Государь велел отдать англичанам все найденное на кораблях несчастного Виллогби. С Непею поехали в Лондон из гостей Фофан Макаров и Михайло Григорьев».

«Эсперанца», «Конфиденция», «Филипп и Мария» в Северном море были прибиты бурей к норвежскому берегу у Дронтгейма. Там «Конфиденция», на которой в 1553—1554 годах погиб весь экипаж от холода, разбилась о камни и потонула со всем грузом и экипажем. «Эсперанца», на котором раньше погиб с своими спутниками Виллогби, а теперь находилось десять человек русских, кроме четырнадцати англичан по уходе из Дронтгеймского фиорда, потерпел кораблекрушение, «Эдуард Бенавентура», после долгого странствования, был наконец прибит ветрами к шотландскому берегу и 10 ноября встал на якорь в бухте при Пителиго у северного берега Эбердиншира. Ночью якорь не выдержал и корабль разбился, причем Ричард Ченслер со своим сыном и семью русскими из свиты Непеи, пустившиеся к берегу на боте, потонули; но посол русского даря каким-то чудом спасся. Капитан корабля и переводчик также избежали гибели. Судно «Филипп и Мария» зимовало в гавани у Дронт-гейм. Оно прибыло в Англию 18 апреля 1557 года, когда его считали давно погибшим.

В сентябре 1557 года Непея на английском корабле возвратился в Россию и привез в Москву, кроме подарков английской королевы «...ремесленников, рудокопов и медиков». Вместе с Непеей ехали в Россию из Англии два бочара, которые должны были готовить бочки для отправки в Англию ворвани, сала и других предметов Семь мастеров канатного и веревочного дела присланы были для заведения канатного двора и выделывания канатов и веревок. Приехали также скорняк для сортировки пушного товара и 10 человек молодых людей для изучения торговли. Вместе с Непеей возвратились и те из русских его спутников, которым удалось спастись от кораблекрушения у берегов Шотландии. Их уцелело девять человек.

Так было положено начало торговых отношений России с Англией. Среди товаров, доставляемых в Россию, были английское сукно, мийдаль, изюм, чернослив, аптечные снадобья, посуда, жемчуг, кармин, соль. Важную роль играли поставки оружия и боевых припасов: селитры, свинца, серы. Из России вывозили сало, масло, воск, меха, ворвань, пеньку, мясо.

Путь, через который англичане стали сноситься с Россией, остался тем же, который был открыт в 1553 году, — через Белое море к устью Двины. Общество организовывало ежегодные поездки в Россию, изучало ее в политическом, торговом и бытовом отношениях; агенты его отыскивали все новые предметы ввоза и вывоза, организовывали новые производства, открывали новые рынки и новые пути.

Журнал "Морской флот" №7 1973 год.

 

Наверх