По царской грамоте от 4 марта 1583 г. двинские воеводы П. А.Нащекин и А. Н. Залешанин-Волохов приступили к строительству города-порта у монастыря Архангела Михаила. В 1534 г. строительство города-порта и корабельной пристани было закончено, а в 1585 г. у причалов нового порта ошвартовались первые иностранные купеческие суда. В 1587 г. даревянные Гостиные дворы были вынесены из города и поставлены рядом с ним, вниз по течению Северной Двины. Одновременно со строительством новых деревянных Гостиных дворов были сооружены и причалы, так называемые мосты : Английский, Голландский и Русский. Причал у города к началу XVII в. разрушился и не восстанавливался, а причалы у деревянного Гостиного двора просуществовали до 1667 г., когда они сгорели вместе с Гостиным двором. В 1668 г. приступили к возведению каменных Гостиных дроров, которые были закончены в 1684 г. Одновременно соорудили и 3 причала: Английский, Голландский и Русский которые просуществовали до середины XVIII века.
Причалы Архангельского порта от ул. Урицкого (Архиерейской) до ул. Кедрова (Прусской)
В начале XVIII века в Архангельском порту формируются две гавани для русских и иностранных судов. - Соломбальская гавань и Архангелогородская или Городская гавань, которые существуют и сегодня в виде Соломбальского и Городского рейдов.
Причалы Соломбальской гавани начинались от Соломбальского адмиралтейства и шли вниз по течению реки Северной Двины до конца Соломбальского селения. Причалы Соломбальской гавани, возведенные в XVIII веке требовали ремонта, усовершенствовались в начале XX века и сохранились до наших дней в разрушенном состоянии.
Причалы Архангелогородской или Городской гавани из-за обмеления подходов к ним морских судов со второй половины XVIII века принимают речные грузы и служат для перевалки грузов с морских судов, стоящих в Соломбальской гавани. Все причалы в Городской гавани до начала XIX века были временными и плавучими, которые сооружались на период летней навигации, а затем разбирались.
Описание причалов Городской гавани ведется от границы города, вниз по течению реки Северной Двины.
1. Причалы Пеньковского, затем Льняного буяна. В начале XIX века временные, во второй половине XIX века постоянные. Не сохранились.
2. Архиерейская пристань, затем братьев Мерзлютиных. В начале XIX века постоянная. Не сохранилась.
3. Пристань "Товарицества Архангельско-Мурманского срочного пароходства" с 1897 г. Не сохранилась.
4. Пристань Костогорова, затем Северо-Двинского пароходного общества. Построена в конце XIX века. Не сохранилась.
5. Пристань Булычева. Построена в конце XIX века. Не сохранилась.
6. Пристань Белявского. Построена в конце XIX века. Не сохранилась.
7. Пристань Северного пароходного общества "Котлас-Архангельск-Мурман". Построена в конце XIX века. Не сохранилась.
8. Пристань братьев Володиных. Затем Буркова и Варакина. Построена в конце XIX века. Не сохранилась.
9. Пристань Товарищества по Ваге и Двине. Построена в начале XX века. Не сохранилась.
10 Оперная пристань. Временная к середине XIX века. Постоянная построена в 1890 году. Сохранилась с переделками.
11. Пристань Ившина. Построена в начале XX века. Не сохранилась.
12. Пристань "Холодильник". Построена в 1912 году. Сохранилась.
13. Временная пристань. Построена в начале XX века. Не сохранилась.
14. Пристань Макарова. Построена в конце XIX века. Не сохранилась.
15. Театральная пристань. Построена в середине XIX века. Не сохранилась.
16. Пристань Постникова. Построена в начале XX века. Не сохранилась.
17. Пристань Мосеева. Построена в начале XX века. Не сохранилась.
18. Пристань Архангельского легкого пароходства. Построена в начале XX века. Сохранилась с переделками.
19. Буяновая или Поморская пристань. Построена в 1818 году как временная. Сохранилась с переделками.
20. Рыночная пристань. Построена в середине XIX века. Не сохранилась.
21. Мясная пристань. Построена в середине XIX века. Не сохранилась.
22. Банковская пристань. Построена в 1905-1908 годах. Сохранилась.
23. Троицкая, затем Соборная пристань. Построена в середине XIX века как временная, а в 1888 году сооружена постоянная пристань. Перестроена в 1905-1908 годах. Сохранилась.
24. Таможенная пристань. Построена в 1905-1914 годах. Сохранилась.
25. Воскресенская пристань. В середине XIX века построена как временная. С 1905-1908 годов - постоянная. Сохранилась с переделками.
26. Две пристани при портовой таможне (в районе Гостиных дворов) построены в середине XIX века. Не сохранилась.
27. Успенская пристань. Существует с середины XIX века как временная. С 1895 года как постоянная. Сохранилась с переделками.
28. Боровиковская пристань. Построена в конце XIX века. Сохранилась в аварийном состоянии.
29. Брандтовская пристань, построена в 1884 году. Сохранилась в аварийном состоянии.
30. Крыловская, затем Олонецкая пристань. Построена в середине XIX века. Не сохранилась.
31. Мелиховская пристань. Построена в середине XIX века. Не сохранилась.
32. Пристань винного склада. Построена в 1900 году. переделана.
В Архангельском порту существовали с XVII и по XX века частные причалы, которые не сохранились.
Существовали с XVII века причалы у лесозаводов, которые не рассматриваются.
В середине XIX века основным транспортным средством для доставки товаров морским путем становятся пароходы, осадка которых быстро возрастает. Мели, которые находятся в устье реки Северной Двины, не позволяли крупнотоннажным пароходам походить даже в Соломбальскую гавань, поэтому все погрузочно-разгрузочные операции стали выноситься нa бар реки Северной Двины, то есть на взморье, что было связано со значительными потерями времени и грузов.
В 1887 г, создано Управление работ по улучшению Архангельского порта, основной задачей которого бьло проведение дноуглубительных работ в порту. Проведение этих pабот позволяло к 1890-м годам заходить в Соломбальскую гавань крупнотоннажным судам, а в начале XX в. крупнотоннажные пароходы могли проходить и к городским причалам по специально прорытым каналам. Однако в городской части порта не было современных постоянных причалов, кроме трех пристаней: Успенской, Буяновой и Оперной. Для этого в 1905 г. приступили к строительству целого комплекса причалов в центральной части города, которые были закончены в 1908 г.
В 1925 г. были соединены в единый причал Банковская и Буяновая пристани, а Рыбная пристань - засыпана.
23 октября 1991 года.
И тогда и сейчас причалы в Архангельске нужны не только для морских судов, но и для частных лодок. Современные лодки можно купить здесь: extriman.ru
Ниже приведены сканы с документа.
Материал с сайта kulturnoe-nasledie.ru
Обезображенные берега от лесопильного производства- конечно еще долго будут вспоминаться.