До XVIII в. Балтийское и Черное моря находились под иностранным контролем. На Балтике хозяйничали шведы, датчане, польско-литовские паны. Черным морем распоряжались турки и их союзники крымские татары. Единственным доступным морем было Белое.

Экспедиция Ричарда Ченслера

Наш край стал родиной арктического мореплавания. Русским поморам хорошо был знаком путь из устья Северной Двины и Мурмана в Скандинавию и Западную Европу. В 1496 г. по водам Ледовитого океана плавал в Данию русский дипломат Григорий Истома. В начале XVI в. трижды плавал вдоль северных берегов Европы в Норвегию и Данию Дмитрий Герасимов — выдающийся русский дипломат, путешественник и ученый.

По северному морскому пути, проложенному русскими мореходами, прошла экспедиция Ричарда Ченслера. Она привела к установлению постоянных торговых связей со странами Западной Европы через северные воды.

В 1553 г. английские купцы-искатели снарядили арктическую экспедицию в составе трех кораблей. Одним из кораблей командовал Ченслер. Он же был кормчим эскадры. Экспедиция должна была попытаться пройти в Индию и Китай вдоль северных берегов нашей страны.

У Мурманского побережья буря разбросала парусные суда англичан. Два корабля, как выяснилось позднее, были затерты льдами, экипажи их погибли, а третий — «Эдуард благое предприятие», продолжая путь под начальством Ченслера, 24 августа 1553 г. приплыл к устью Северной Двины.

Иван Грозный гостеприимно встретил Ченслера в Москве. Переговоры закончились установлением дипломатических и торговых отношений России с Англией. Через два года после этого, в 1555 г., в Лондоне было создано для торговли с Россией специальное общество — «Московская компания».

Русское правительство дало «Московской компании» такие большие привилегии в торговле, которых никто до этого не имел. Английские купцы могли беспошлинно продавать свои товары в любой точке России и иметь торговые конторы в Москве, Ярославле, Вологде, Холмогорах. Подобные же льготы получали русские купцы в Англии, но они не могли воспользоваться ими, так как у России не было тогда морского торгового флота.

Основание Архангельска

Роль Северного Ледовитого океана во внешней Основание торговле страны еще больше возросла с 80-х годов XVI в., когда шведам удалось отвоевать у России Нарву. С этого времени вся торговля с иноземцами сосредоточивается в двинском устье, где в 1584 г. на месте Михайло-Архангельского монастыря был заложен Архангельск. Первыми жителями города были 200 стрельцов, присланных правительством из Москвы и Холмогор. Спустя три года после основания города в нем учредили посад, в который правительство переселило 130 семей из двинских деревень. В это же время открылся морской торговый порт. Первоначально город назывался Ново-Холмогорами. С 1613 г. он стал именоваться Архангельским городом. Позднее за ним закрепилось имя — Архангельск. С 1708 г. наш город стал центром Архангелогородской губернии.

Архангельск явился первой морской гаванью России. За короткое время город превратился в главный центр русской заморской торговли, стал портом международного значения.

В 1668—1684 гг. в Архангельске построили строгие и величественные каменные здания гостиных дворов. Остатки этого сооружения сохранились до наших дней — помещение, занимаемое сейчас редакциями газет «Правда Севера» и «Северный комсомолец».

Архангельск как центр заморской торговли

В XVI—XVII вв. Беломорский Север был морскими воротами России. Вся торговля с Европой шла через Архангельский порт. Со всех концов страны — из Сибири и Смоленска, из Ярославля и Казани — свозились различные товары в Вологду, оттуда по Сухоне и Двине на лодках и дощаниках их доставляли в Архангельск. В июне—июле приходили в наш город наполненные товарами иностранные корабли. Начиналась торговля. Так продолжалось до сентября. Это время называлось ярмаркой. Архангельская ярмарка была одной из самых крупных в стране.

В октябре товары на иностранных кораблях отправляли в Англию, Голландию, Францию, Скандинавские страны. В торговле с другими государствами через Архангельский порт в XVII в. участвовало 70 русских городов.

Хозяйничанье иностранцев, особенно англичан, в заграничной торговле России сдерживало ее дальнейшее развитие. Русские купцы роптали. В 1649 г. правительство, учтя пожелания своих торговцев, запретило иностранным купцам ездить со своими товарами внутрь страны. Иностранцам разрешалось торговать в одном только Архангельске при условии уплаты двойной пошлины.

В XVII в. в среднем ежегодно прибывало в Архангельск 50 иностранных кораблей. О размерах торгового оборота порта говорит такой пример: в конце XVII в. иностранцы вывозили из Архангельска товаров более чем на 1 миллион рублей в год. Из России вывозились продукты животноводства (сало, мясо, масло), техническое сырье (лен, пенька, конопля), лес, мед, воск, смола, деготь, поташ, слюда, рыбий клей. Главной же статьей экспорта оставалась пушнина. Ее вывозилось на 400—500 тысяч рублей в год.

Среди предметов западного импорта важное место занимали шерстяные и шелковые ткани, колониальные товары, золотые и серебряные изделия. Из Архангельска заграничные товары развозились по многим городам России.

В XVI—XVII вв. большое торгово-промышленное и культурное значение имел город Сольвычегодск (Соль Вычегодская) — центр вотчины именитых купцов Строгановых. Кроме солеварной промышленности (в XVI в. ежегодная добыча соли в городе достигла 600 тыс. пудов), Сольвычегодск славился редчайшими ремеслами: финифтяным, иконописным, черневым, чеканным, меднолитейным, а также кузнечным делом, добычей и скупкой пушнины.

Заметное влияние на развитие Беломорского Севера и расцвет торговли оказало присоединение к России Сибири, товары которой поступали через Сольвычегодск в Архангельск, а из нашего города вывозились в основном за границу. О присоединении Западной Сибири рассказано подробно в книге М. В. Нечкиной и П. С. Лейбенгруба «История СССР». (Учебное пособие для 7 класса. Издание восьмое. М., «Просвещение», 1973, стр. 115—117.)

Таким образом, Двинская земля была в XVI—XVII вв. важным районом внутренней и международной торговли, способствовавшей образованию в стране единого всероссийского рынка.

Родина отечественного морского судостроения

Петр I понимал, что промышленность и торговля страны не избавятся от иностранной зависимости и Россия не станет богатой и самостоятельной державой до тех пор, пока у нее не будет своего морского флота — торгового и военного. Нужно было организовать кораблестроение.

Летом 1693 г. Петр Великий приехал в Архангельск. В том же году при участии Петра и под его наблюдением началось строительство первой в России казенной (государственной) Соломбальской судостроительной верфи и на ней был заложен большой торговый морской корабль.

В мае 1694 г. Петр вторично побывал в Архангельске. В присутствии царя со стапелей Соломбальской верфи был спущен на воду первенец русского торгового флота корабль «Святой Павел». В дальнейшем на Соломбальской верфи строились как коммерческие, так и военные корабли. За полтора века своего существования верфь дала стране около 500 больших и малых судов.

Петр посетил Соловецкий монастырь, побывал в Вавчуге около Холмогор, где осмотрел водяные мукомольную и лесопильную мельницы братьев Федора и Осипа Бажениных. Царь высоко оценил предприимчивость Бажениных. В 1700 г. братья получили разрешение на строительство кораблей. Баженины построили в Вавчуге верфь, заложили два торговых судна, завели канатный, прядильный и парусный заводы для выработки корабельного оснащения.

Корабельная верфь братьев Бажениных явилась первым в России частновладельческим судостроительным предприятием. На верфи делали большие торговые и даже китобойные суда. Вавчугская верфь стала колыбелью русского морского коммерческого флота. Следуя примеру Бажениных, другие купцы стали строить корабельные верфи и осваивать судостроение.

Так Россия создавала свой торговый флот. К 1718 г. он насчитывал 12 кораблей. Отныне русские товары отвозились в европейские страны на отечественных судах.

Наверх