В Архангельске завершился ремонт исторического соборного комплекса — кафедрального Ильинского храма и колокольни. Эти здания в стиле классицизма принадлежат к группе самых старых построек, сохранившихся в городе. В ХVIII веке церковь строилась как кладбищенская и была деревянной, затем ее облик не раз менялся. Два года назад, когда приступили к капитальному ремонту изменившегося за столетия каменного собора, открылись очень интересные факты. О них вряд ли знают даже люди преклонного возраста, вся жизнь которых прошла в Архангельске.

— Ильинский собор — жемчужина на Архангельской земле. Случайностей в мире не бывает. В 1930-е годы, когда взорвали старый кафедральный собор, Свято-Троицкий, кафедра правящих архиереев была перенесена в Свято-Ильинский храм, — рассказывает митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил. — Тут служили замечательные люди, среди них – причисленный к лику святых Антоний Быстров, в этом храме его и отпевали — тоже угодник Божий святитель Лука Войно-Ясенецкий. Здесь молились и другие сыльные священнослужители и архиереи: кто-то совершал богослужения, а кому-то это было запрещено. Многие из них похоронены на кладбище возле собора.

Много удивительных историй связано с этим святым местом. В Архангельск в 1935 году сослали архиепископа Казанского Афанасия (Малинина), однако служить ему не разрешили. Он очень бедствовал, не имел приюта — где переночует, там и переночует, стоял на паперти. Но в нем была огромная сила духа, и Господь дал ему великие дары прозрения. Одна горожанка на позднем сроке беременности поскользнулась и неудачно упала. Врачи сказали, что придется делать операцию, ребенок не выжил... Женщина в слезах пошла в Ильинский храм, а архиепископ Афанасий в это время стоял возле входа, и она поведала ему свою историю. Владыка, благословив ее, предрек: «Что ты, у тебя будет замечательная девочка, она жива!» После этих слов женщина зашла в храм и почувствовала, что ребенок зашевелился…

Еще один случай, достойный упоминания. На Ильинском кладбище похоронены 14 монахов Михаило-Архангельского монастыря, умершие мученической смертью в 1920 году. Недалеко от собора находилась богадельня, в которой они тогда жили, поскольку по старости и немощи не могли нести никакого послушания в обители. В феврале сотрудники ЧК согнали этих старичков в одну келью и закрыли на ключ. О них вспомнили весной: открыли дверь – а там четырнадцать трупов. От чего умерли - от холода, от голода ли, знает лишь Господь… Слава Богу, сохранилась могила, где успокоены мученики, и мы можем помолиться им о спасении душ наших.

...

Духовник епархии, митрофорный протоиерей Владимир Кузив стал настоятелем Ильинского храма в 1988 году, но впервые посетил его задолго до этого, только приехав служить в Архангельск. Батюшка открыл доселе неведомые широкому кругу людей факты, связанные с судьбой собора.

— Собор я помню с прошлого века, с 1973 года. Нынешняя молодежь с тем его обликом и не знакома - тогда это было одноэтажное здание. В истории храма можно выделить три периода. Первый деревянный кладбищенский храм построили в 1773 году, а спустя три десятилетия он сгорел от удара молнии. Вместо него в 1809 году построили две каменные церкви — Ильинскую и Преображенскую. Последняя не сохранилась. В 1845 году к Ильинской церкви пристроили придельный теплый храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте». Сейчас от первоначального убранства в соборе почти ничего не осталось. Лишь малый «Скорбященский» иконостас, сделанный в 1845 году, и главный — Ильинский — 1893 года постройки представляют собой прекрасные образцы стиля барокко, которые редко встречаются на Севере.

И вот в советское время, в 1930-е годы, когда почти все храмы были разрушены, в городе действующими остались лишь Ильинский, Всехсвятский и Мартина Исповедника в Соломбале, и наш храм стал кафедральным. В ту пору еще много народа ходило на богослужения, было тесновато, потому достроили деревянную часть — она находилась на месте нынешней церковной лавки. Но сам храм оставался одноэтажным.

Второй ярус появился в середине 1980-х годов при епископе Исидоре (ныне митрополите) и при старосте Маркеле Ивановиче Юдине. Маркел был участником Великой Отечественной войны, имел орден Ленина. Я отправил его к уполномоченному по делам религии чиновнику и напутствовал: «Вы орденоносец, повесьте награды — ордена ведь недаром дают, — скажите, что воевали, и задайте вопрос: "Имею ли я право помолиться?" Уполномоченный ответит "да". Вот тогда и скажите ему: «А почему я не могу свободно молиться? В соборе мало места, нужен второй этаж. Прошу вашего разрешения на достройку"». Уполномоченный согласился.

Тогда мы разобрали деревянную часть храма и возвели кирпичные стены. Второй этаж был предусмотрен для крестильной комнаты, библиотеки, кабинета настоятеля и бухгалтерии. Маркел Иванович сделал еще и маленькую колоколенку на соборе. Нам ведь не разрешали звонить в большие колокола. Знаете, на что способен громкий колокольный звон? Люди неверующие могут обернуться, подумать: так ведь храм работает, можно зайти. А нет колокольного звона — глухо, никто ничего не знает. Второй этаж собора надстроили чудом: кирпич ночью возили, все делалось тайно, поскольку нельзя было открыто помогать храмам. Все же нашлись люди хорошие, поспособствовали...

Источник: www.arh-eparhia.ru

Наверх