Неороманский архитектурный стиль зародился в странах Центральной Европы и Российской империи в конце XIX – начале XX века. Данное направление имеет много общего с модерном, готикой и ренессансом.

Неороманский стиль в большей степени характерен для церквей и соборов, городских укреплений, феодальных замков. Отличие от романского стиля, заключается в более простой форме арок, окон и дверных проёмов.

В архитектуру того времени были внесены новшества. Пропорциональность форм и утончённость элементов античности были заменены на массивные здания из грубого камня с небольшими узкими окнами, приземистыми колоннами и массивными башнями. Вход в здание имеет вид ступенчатого углублённого портала.

Простота форм, горизонтальные и вертикальные линии придают неороманским строениям строгий и суровый вид. Свод зданий выстроен в виде крестов, свободные плоскости толстых стен символизируют защищённость и неподступность.

Характерной особенностью этого стиля является зависимость размера изображений от величины и значимости архитектурных элементов, на которые они нанесены. К примеру, фигура Христа имеет больший размер, чем образы ангелов. Изображения на несущих частях имеют удлинённую форму.

В воплощении неороманского стиля нет места для декоративности и орнаментальности. Крыши здания выполнялись в виде каменных сводов. Отсутствие лишних деталей подчёркивает лаконичность и практичность строений. Отголоски романского стиля с многочисленными нападениями на империю сыграли роль ориентации зданий на удобство ведения обороны.
 
Для декоративного оформления стен допускалось использование барельефов. Внутренний декор помещений состоял из ковров и скульптур, которые обязательно должны были освещаться естественным светом.

Наверх