Авторы: Гельфонд, Цвирко, Блинов

Существовавший по 1951 год деревянный трамвайный мост через р. Соломбалку длиной 64 метра, смешанной ригельно-подносной и треугольно-подносной системы, эксплуатировался в течение 22 лет. В результате чего пришел в полную ветхость и требовал немедленного ремонта и реконструкции.

Старый мост через Соломбалку

Старый мост через Соломбалку

С учетом технических обоснований проект нового моста предусматривал перевод его в балочную систему с понижением отметки против старого моста на 2,2 метра.

Мост через Соломбалку, предназначенный исключительно под трамвайное движение, находится, примерно, середине северного маршрута, объединяющего промышленный район с центральной частью города. С началом реконструкции необходимо было закрывать движение по мосту, что создавало чрезвычайные неудобства для организации движения поездов на маршруте. А так-же для пассажиров, вынужденных совершать поездки по северному маршруту в город с дополнительной пересадкой. Эти обстоятельства ставили перед строителями моста, как главную задачу, всемерное сокращение срока строительства, рассчитанного по проекту на 3,5 месяца. Кроме того, мост строился хозяйственным способом, а Управление трамвая не имело в своем расположении достаточного количества рабочей силы.

Работы по строительству предполагалось начать не позднее 15 января с тем, чтобы все работы закончить в зимнее время. Для возможного форсирования работ предусматривалось сооружение моста из заранее выпиленного бруса в соответствии со спецификацией.

До начала работ, с обеих сторон на подходах к мосту были сооружены специальные стеллажи, на которые сложили весь материал в порядке его потребности при строительстве, для того, чтобы избежать дальней подноски и перевалки его. От находящейся в 300 м от строительства электролинии, к строительству была проведена временная электролиния, позволившая механизировать ряд работ.

Крепление конструкции старого моста было осуществлено болтами, количество которых достигало трех тысяч штук. Производить разборку моста с разбалчиванием заржавевших болтов было не целесообразно, так как это потребовало бы большого количества времени. Поэтому разборку старого моста производили путем распиловки конструкций его на отельные части с применением электрической пилы ВАКОПП. Затем эти распиленные части при помощи стального троса вытаскивались трамвайным вагоном на насыпь у подходов к мосту, где производилась их окончательная разборка и отгрузка. Такой метод работ позволил сократить разборку старого моста примерно в два раза и дал возможность приступить к строительству нового моста значительно раньше, чем предусматривалось по графику.

Опоры старого моста находились еще в удовлетворительном состоянии и проектом предусматривалось их использование для нового, но в связи с тем, что система моста менялась (из смешанной треугольно-подносной и ригельно-подносной в балочную), требовалось забить 46 штук новых свай для дополнительных опор. Забивка свай производилась электрическим копром.

Одновременно с забивкой свай велись работы по наращиванию свай и сооружению пролетного строения моста, укладывались насадки, прогоны, поперечины и т.д. Крепление конструкций нового моста предполагалось сделать болтами, для постановки которых необходимо было просверлить свыше тысячи отверстий глубиной от 370 до 1500 мм. Сверление отверстий производили одновременно двумя электрическими дрелями, что позволило в несколько раз сократить затраты времени на эту операцию против производства ее ручным способом.

Одновременно с сооружением пролётного строения необходимо было начать работы по планированию насыпей на подходах к мосту. Отметка моста по проекту снижалась на 2,2 метра против старого. В связи с этим необходимо было снизить и насыпи на подходах к мосту, для чего требовалось разработать около 2000 кубических метров мерзлого грунта. Производство этой работы ручным способом потребовало бы большого количества рабочей силы, значительных денежных средств и много времени. Ждать же весеннего оттаивания грунта было не возможно, так как в условиях г. Архангельска оно наступает только к июню. Эта сложная задача была разрешена строителями путем применения взрывного способа при разработке насыпей.

Взрывной способ позволил сократить значительно потребность в рабочей силе и в несколько раз ускорить и удешевить производственный процесс.

Новый мост через Соломбалку

Новый мост через Соломбалку

Примененная механизация работ и взрыв насыпей позволили значительно сократить срок строительства. Мост с хорошим качеством выполненных работ был построен за два месяца и семь дней. Кроме того, механизация позволила намного сократить затраты на рабсилу против предусмотренных по смете.

Описание составил Э. Цвирко.

Источник, "Сборник рационализаторских предложений по Арх.трамваю за 1952 год", любезно предоставила Светлана Панкратова

Наверх