Архангельск разделяется рекою Кузнечихой на две части, город собственно и Соломбалу, или Соломбальское селение, где находятся дом Главного Командира Порта и Адмиралтейство со всеми заведениями. Купеческая гавань, для приходящих к здешнему порту кораблей, также находится при этом селении.

Сообщение с этою частью города происходит беспрерывно. До 1805 г. оно производилось посредством перевоза. Неудобство такого сообщения побудило торгующее при Архангельском Порте купечество просить об устройстве через р. Кузнечиху моста, для чего купцы обязались внести в Гор. Думу на первый год по 10 руб. ассигнациями с каждого приходящего на их адрес корабля, а на разборку и наведение моста в следующие годы также вносить по 5 руб. ассигнациями с корабля. По представлению местного начальства, 5 мая 1805 года последовало Высочайшее разрешение на устройство моста, к чему в том же году и было приступлено. Мост устраивался на 12-ти барочных днищах. На днища непосредственно полагались балки или переводы и по ним двухрядная из досок настилка.

Для удержания днищ на месте. забивались по сторонам моста сваи. По установлении зимнего пути настилка разбиралась, а днища весною пред вскрытием реки отводились к берегу. Так устраивался мост до 1837 года. Между тем, по количеству издержек, требовавшихся на устройство и содержание его вносимая купечеством по 5 руб. с каждого корабля сумма, оказалась недостаточною, и в 1814 году купечество изъявило нежелание, вместо сего, платить в городской доход, на устройство моста, с каждого корабля по числу мостов, полагая по 60 коп. за каждый. От сего годовое количество взносимой купечеством суммы значительно увеличилось.

При устройстве описанными выше способами, мост был чрезвычайно низок, так, что при сильном волнении его заливало водой, и потому сообщение не всегда было безопасно. Это побудило обратиться к изысканию другого проекта. и при этом заведовавший бывшим IX Округом Путей Сообщения Полковник Барон Плотто предполагал мост наводить на барках с оконопаткою их в виде плашкоутов. Но предположение это признано неудобным, потому что близ моста нет места для хранения плашкоутов, во время прохода льда. Поэтому положено было остаться при прежнем способе устройства па днищах, возвысив только настилку особыми, внутри днищ устраиваемыми подпорками, и увеличив число днищ до 25. По утверждении составленного на это в IX Округе Путей Сообщения проекта, устройство согласно ему моста начато с 1837 г. Мост, как и прежде, ежегодно разбирался, днища на зиму оставались во льду, а весною пред вскрытием реки делались во льду проруби и днища отводились к берегу, где во время прохода льда удерживались якорями и канатами. Это требовало значительных издержек, так что ценность устройства моста, по первоначальному способу, не превышавшая в сложности 5000 руб. ассигнациями, увеличилась с 1837 г. до 7770 р. ассигнациями. При всем том днища почти ежегодно более или менее при проходе льда срывало с якорей и уносило.

Строительство моста

Наконец весною 1843 г., при чрезвычайном возвышении воды, сильным напором льда все отведенные к берегам днища сорваны были с якорей и канатов, и увлечены льдом. Все усилия к удержанию их были тщетны. Этот случай поставил местное начальство в невозможность устроить мост по проекту. Барки для днищ заготовляются обыкновенно по выгрузке приплавляемых на них к порту товаров, в конце лета или осенью. Потому весною нельзя было заготовить полное по проекту число днищ, устройство же моста необходимо тотчас по вскрытии реки. Чтобы отвратить остановку в сообщении, Архангельский Военный Губернатор, Маркиз А. И. де-Траверсе разрешил устроить мост на таком числе днищ, какое можно заготовить, установив не по ширине, а по длине моста. Днищ заготовлено было 14 и на них наведен в 1843 г. мост. Желая устранить на будущее время подобные затруднения и неудобства в устройстве моста, Его Превосходительство в том же году предложил войти в соображение об устройстве моста на одних сваях без употребления днищ. По соображениями» Губернской Строительной Комиссии устройство моста на сваях оказалось вполне удобным по местоположению, так как глубина реки в том месте, где наводится мост, в летнее время бывает не более 11-ти футов и грунт на дне глинистый и песчано-глинистый, удобный для набивки свай; а потому на это устройство составлен проект, по которому назначено: наводить ежегодно мост на сваях, забивая их устоями, по 10 свай в каждом. На сваи прикреплять насадки из рыбин, или брусьев барочных днищ. На насадки класть продольные переводы из еловых сляг и по ним делать настилку.

Мост на сваях

Длина моста 220 саженей (470 м.) и ширина 7 саженей (15 м.). Проект сей утвержден Главным Управлением Путей Сообщения и публичных зданий. Согласно этому проекту мост устраивается ежегодно с 1844 года. По установлении зимнего пути настилка с него снимается, а сваи, обмерзшие льдом, движением его, при прибыли и убыли воды, вытягиваются из грунта, и падают на поверхность льда. Трехлетний опыт вполне доказал удобство и выгоды сего проекта. Постройка, продолжавшаяся по прежнему проекту месяц и более, совершается ныне в пять дней. Поверхность моста, или настилка и перила, устраиваясь на сажень от обыкновенного горизонта воды держатся постоянно в одном положении по всей длине моста и от сего сообщение по нему удобно и безопасно во всякое время, тогда как прежде днища, поднимаясь и опускаясь во время прибыли и убыли воды, и в особенности при сильном волнении, беспрестанно изменяли положение настилки и перил, и от того мост был неровен и часто подвергался повреждениям. По высоте моста, гребные суда без мачт свободно могут проходить под мостом, для пропуска же мореходных судов, часть моста устраивается разводною. Вообще нынешний способ устройства, устраняя все прежние затруднения, сокращает и сами расходы на устройство и содержание. Теперь уже не требуются издержки на заготовку, вывод из льда и сохранение днищ весной. Несмотря на новость сего устройства, и потому неуверенность в выгодах, при отдаче с торгов устройства и содержания моста, на первое трехлетие, цена понижена против прежней. Должно надеяться, что по убеждении опытом в выгодах сего устройства, ценность его на будущее время еще более понизится.

Такое успешное устройство моста, доказанное трехлетним опытом, вполне обеспечивая на будущее время удобное и безопасное сообщение города с Соломбалой, останется навсегда в памяти жителей, как один из многих знаков предусмотрительной попечительности Его Превосходительства, Господина Главного Начальника Губернии, по мысли которого предпринято и совершается это устройство.

Выписка их Архангельских губернских ведомостей №23 за 1846 год.

Наверх