Мудьюгская и Анзерская спасательные станции открыли свои действия в начале мая месяца.

Случаи оказанной с Мудьюгской станции, помощи были следующие: 30 Августа, около 6-ти часов вечера, при сильном ЮЗ ветре, вахтенным гребцом усмотрен был флаг крушения на ладье, стоявшей на баре с догрузом теса. Атаман с 6 гребцами немедленно выехал на вельботе и сняв с судна лоцмана, свезённого на ладью с мимо проходящего коммерческого судна, и 3-х человек команды, возвратился на станцию. Кормщик-же этой ладьи, крестьянин Пригунов не пожелал съехать на берег, сказав, что он лучше погибнет, но не оставит без себя судна. Свезённые люди, переночевав на станции, на другой день, при стихнувшем ветре, были доставлены на судно, которое благополучно отстоялось на якорях.

Смотритель Мудьюгского маяка Поручик Хозяинов донес, что 13 Октября, при сильном западном ветре, прошло через бар в море коммерческое судно «Бриг». Несколько часов спустя, судно это воротилось и стало на якорь у железных ворот, в 12 верстах от станции. В ночь на 15 Октября, при скрепчавшем ветре, показался на судне сигнальный огонь, но вскоре был скрыт. С рассветом-же на судне был поднят лоцманский флаг, но при сильно скрепчавшем ветре и бурунах у станции, лоцманам положительно не было возможности выехать к судну на своем карбасе, почему смотритель Хозяинов предложил атаману стации Климцову доставить на судно лоцманов на спасательном вельботе. Атаман, не смотря на сильные буруны у берегов, тотчас-же распорядился спустить вельбот на воду и взяв с собою 6-ть человек гребцов и двух лоцманов отправился к судну. Благодаря полной отваге атамана и распорядительности при управлении вельботом на таком громадном волнении лоцмана благополучно были доставлены на судно, которое под управлением их достигло Лапоминской гавани.
Случай этот тем более достоин внимания, что если бы не отвага атамана, то судно, не имея лоцмана, не могло идти чрез бар и должно было бы терпеть полное крушение, к чему шкипер судна вполне уже приготовился, расклепав обе цепи и приготовив к срубке мачты.

С Троицкой спасательной станции 6-го июня была оказана помощь поморскому судну «Кочмара», принадлежащему крестьянину Кемского уезда Шуерецкой волости Андрею Стараеву. Судно это, стоя па якоре в устье губы, при сильном северном ветре подрейфовало к южному берегу губы и кормою било о камень. Хозяин судна, видя неминуемую гибель, поднял флаг крушения; тогда старшина станции монах Михаил с 10 гребцами немедленно отравились к судну на 2-х карбасах, взяв с собою два троса, концы которых закрепили на берегу, а другие два завезли на судно и с помощью устроенного ими-же на берегу ворота, судно, хотя и с большим трудом, было снято с камней и поставлено на два якоря под северный берег где оно и простояло все бурное время, продолжавшееся до 24 июня и затем благополучно отправилось к месту своего назначения.

11-го Октября, шедшая с моря шхуна Кемского купца Норкина, по случаю противного ветра, зашла в Троицкую губу. Вечером того-же числа при перемене ветра, шкипер судна, не желая оставаться на темную ночь вблизи берега, решился выйти из губы, но снявшись с якоря, он не мог обойти Троицкий наволок, к которому был прижат действием течения, и поднял на мачте сигнальный огонь; тогда атаман, с полным комплектом гребцов, взяв с собою два завозных троса, отправился на вельботе к судну, стоявшему в камнях. Подойдя к оному, взял оттуда завозный якорь и завезя его возвратился на шхуну, после чего общими усилиями команды шхуны и гребцов вельбота шхуна снята с каменьев и благополучно отправилась в море.

30 Августа, при сильном ЮЗ ветре, спасательный бот выезжал на пятивёрстное от станции расстояние, имея туго зарифленные паруса и, лавируя на обратном пути, не доходя 2-х верст до станция, сальным шквалом бот был опрокинут; но принадлежа к самовыпрямляющимся, системы Френсеса, бот моментально выпрямился, доказав тем свои прекрасные качества и убедив старшину и гребцов в своей непотопляемости даже в самое бурное время.

Бот-Крейсер «Великий Князь Константин», отправился для обстановки вехами Орловских банок в крейсерства между ними 7 июня, но встретив в море сильный противный ветер от СЗ, принужден был зайти за мыс Керец, лежащий от бара реки С. Двины в 25-ти милях, куда зашла в военная шхуна «Бакан», командир коей, член Окружного Правления Капитан 1-го ранга Ю.Ф. Тиц, выждав возможность продолжать свое плавание, 18 июня снялся с якоря, взяв бот-крейсер на буксир, но выйдя из за мыса, и встретив большое противное волнение при усилившемся ветре, шхуна принуждена была вторично возвратиться за мыс я простояв там до 22 июня вышла с ботом на буксире и доставила оный к месту назначения. Без этого содействия бот долго бы не достиг своего места, по причине упорно дувших противных крепких ветров, бот этот ограничился в навигацию постановкой 6-ти вех и, настолько позволяли обстоятельства, находился в плавании около Орловских банок, захода по временам в три острова для пополнения запаса воды.

kegostrov

Кегостровская зимняя спасательная станция, в течение зимы 1878 и 1879 года, неоднократно оказывала помощь проезжающим и проходящим крестьянам во время бурных погод, привлекая к себе сбившихся с пути, в темное время, огнем фонаря, звуками колокола и сигнального рожка. Таких случаев в течение зимы, как видно из журнала смотрителя станции было два а именно: сторожем станции Кузнецовым была оказана помощь:
1) шедшему из города в пьяном виде и упавшему на дороге при 20° мороза крестьянину, который был приведен на станцию и переночевав там отправился домой.
2) 21 Декабря, в девять часов вечера, сторожем Кузнецовым услышан был на реке крик, на который он побежал с фонарём и увидел лежащую уже в беспамятстве женщину, которая была им отведена на станцию и обогрета; при чем оказалось, что женщина эта, идя из города, испугалась волка и закричав упала без чувств; пробывши на станции около 2-х часов и обогревшись, она была проведена сторожем с фонарём в дер. Гневашево, отстоящую на расстоянии 1,5 версты от станции.

Кроме того, во время больших заберегов, бывших у острова при сильных морских ветрах, было вытащено две провалившиеся в заберегах лошади.

При вскрытии реки ото льда, особых случаев оказания помощи не было, и станция служила лишь предупреждением крестьян о неблагонадежности льда, и остановкой намеревающихся идти в город.

На летнее время стация была закрыта, и начала свои действия с Сентября месяца, в течение которого урядник с 3-мя гребцами имел 10 практических выездов на карбасе, преимущественно в свежие ветра.

1 Октября, в 8-м часу вечера, вахтенным гребцом крестьяниным Семёном Неверовым, при обходе, в половине версты от стации, был найден у берега не привязанный карбас, до половины залитый водою, на дне которого, сидел человек прислонившись в банке, в бесчувственном состоянии, и одежда его, занесённая снегом, была обмерзшей. Видя невозможность одному вытащить человека из карбаса, так так он не владел уже своими членами, Неверов возвратился на станцию и пригласил другого гребца Алексея Котлова, с помощью которого обмерзший человек был принесен на станцию и после 3-х часового за ним ухода приведён в чувство после чего тот показал, что он крестьянин Вознесенской волости, дер. Кяростровского погоста, Сергей Андреев Макарьин, был сильно выпивши и не помнит как и с кем попал на карбас. Переночевав на станции, Макарьин на другой день отравился домой.

3-го Октября, в 3 часа по полудни, при сильном ветре и волнении, урядником станции И. Иовлевым, усмотрено было идущее судно павозок с дровами, имевшее на буксире небольшой карбас и лодку, которые волнением были оторваны и унесены от судна на заостровскую сторону. Павозок при сильном ветре и волнении, не имея возможности попасть в Никольское устье, стал на якорь, где его сильным волнением стало заливать. Люди находившиеся на павозке видя бедственное положение, начали махать и кричать о помощи, тогда урядник станции, с тремя гребцами, не смотря на сильное волнение, решился спустить свой карбас и выехать к судну для спасения людей, взяв с собою завозный трос с верпом и подойдя благополучно к судну, с помощью завезённого верпа, успели перетянуть судно на подветренную сторону острова и поставив его там на якоре, сняли людей на свой карбас и доставили на станцию. Спасённые люди были: крестьяне Вознесенской волости, Кегостровского селения, Прокопий Ильин Коржавин, Егор Григорьев Попов, с сыновьями Василием и Яковом.

19 Октября, в 1 час по полудни, вахтенным гребцом Федором Макарьиным был замечен шедший в город загруженный песком карбас, который бывшим волнением заплескивало. Хозяин карбаса, опасаясь быть залитым водою, стал выбрасывать песок. Урядник станции, предвидя возможность гибели, отправился с гребцами на своем карбасе и взяв загруженный карбас на буксир, доставил его, по просьбе хозяина, крестьянина Ивана Семенова, в город.

23 Октября, при замерзании реки, из карбаса перевозчика, не смогшего пробиться чрез лед к берегу, в 50-то саженях от берега, урядником станции, с помощью спасательной лестницы, снята с карбаса крестьянка Татьяна Маркова.

27 Октября, в полдень, партия в 20-ть человек, идя по льду из города в Кегостров, при ненастной погоде, не видев большой полыньи, занесённой снегом, направлялась прямо к ней; заметив это, урядник станции послал сейчас-же гребца Федора Макарьина указать настоящий путь, что им и было исполнено своевременно, а люди благополучно достигли станции. Через пол часа после того, замечены были на реке подходящие к полынье два человека с санками и один из них провалившимся под лед; но помощью своего товарища был вытащен. Видя кругом себя полыньи и не зная настоящей дороги, они сели на санки и стали кричать о помощи, тогда урядник, с двумя гребцами, немедленно спустили лодку и, протащив ее с 1/3 версты по льду, достигли полыньи, спустились по ней в лодке и приняв двух крестьян Вознесенской волости, Кегостровского прихода, Федора Ильина Любова и Василия Андреева Фомина, благополучно возвратились на станцию.

23 Октября, в 4 часа вечера, услышан был на реке сильный крик о помощи, при чем замечен был затертый во льду карбас с людьми. Атаман станции, крестьянин Лопаткин с двумя гребцами и 5-тю охотниками спустили большой почтовый карбас и, не смотря на быстронесущийся лед, пустились по течению к погибающему, верстах в двух от станции, карбасу, которому не было ни какой возможности попасть к берегу. Отправившиеся, для подания погибающим помощи, с большим трудом пробились через лед и, с помощью взятых с собою бросательных концов и досок, приняли к себе на карбас девять человек, а в 8 часов вечера возвратились благополучно на станцию.

Спасённые таким образом от погибели были: крестьянин Холмогорского уезда, Кушевской волости, Корельский с женою и крестьяне Архангельского уезда, Лявленской волости, Никифор Вишняков, Дорофей Бобров, Федор Телятьев, Амос и Семен Широких, Степан Григорьев и Андрей Титов.

Соломбальская зимняя спасательная стация открывала свои действия в Апреле месяце при вскрытии реки ото льда в Октябре, во время замерзания. Деятельность атамана, лоцмана Пустошного в гребцов этой станции заключалась в означенное время в предупреждении пешеходов в проезжающих о неблагонадёжности льда и в указании более безопасного пути, при делаемых ими обходах.

Случав оказания помощи были следующие: в Апреле месяце были вытащены упавшие в полынью крестьянин Василий Амосов и пять лошадей.

Случаи оказанной помощи частными людьми.

По сообщению Архангельской Таможни 5-го Мая крестьянин Архангельского уезда Михаил Тердунов, бывши в нетрезвом виде, отправился из города в стружке (небольшая долблёная лодка) с дочерью своею Анною, на фарватере реки С. Двины, против конторы корабельного смотрителя городской гавани, Михаил Тердунов выпал из стружка в воду, дочь однако успела схватить его за ногу и в таком положении, быстрым весенним течением, стружек несло довольно далеко, каждая минута медлительности в помощи могла сделать жертвою смерти не только отца, но в дочь, державшую за ногу утопающего отца.

Рабочие с судна М. Рюхина, стоявшего на рейде, крестьяне: Максим Рохмистров и Яков Кривоногов услышав отчаянный крик дочери Тердувова, в тот же момент бросились в шлюпку и догнав стружек достали утопавшего Тордунова, который был принят в помещение конторы и там ему оказано было, при распоряжении корабельного Смотрителя Надворного Советника Тошакова, возможное пособие.

Источник: http://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/2018/18kp162/

Наверх