Представители недавно появившейся науки о будущем — футурологии — утверждают, что предсказать будущее нельзя, можно лишь дать какое-то количество возможных вариантов будущего. Многочисленные экспериментальные архитектурные проекты являются разработками вариантов архитектуры будущего, а отнюдь не попытками предугадать архитектуру будущего.

Рассматривая проблему жилища будущего, необходимо учитывать, что архитектура не является строго изолированной областью человеческой деятельности. На развитие архитектуры оказывают влияние самые различные области человеческой цивилизации, причем воздействие на архитектуру одного фактора зачастую прямо противоположно воздействию другого. В этой статье речь пойдет лишь об одной проблеме — влиянии развития средств передвижения на архитектуру жилища.
«Накопление отдельных элементов жилищной культуры идет в значительной степени через подвижное жилье — вагон, авто, аэроплан и так далее. В спальном вагоне, как и в каюте парохода...— первые шаги создания жилищной культуры»,— так более тридцати лет назад определил М. Я. Гинзбург — один из крупнейших советских архитекторов своего времени — значение средств транспорта в проектировании современного жилища.

Подвижное жилище может быть двух видов. С одной стороны, это транспорт, в котором организовано временное жилище (именно с таком подвижном жилище говорит М. Я. Гинзбург в приведенной цитате из его книги «Жилище»), а с другой стороны, это жилище, которое поставили на колеса. Другими словами, гибрид транспорта и жилища возникает с двух сторон: со стороны жилища и со стороны транспорта.

Вероятно, первым «обжитым» средством транспорта был корабль. Вынужденная длительность морских путешествий превращала корабль в небольшой клочок суши, на котором располагался маленький город. Сейчас на водном транспорте можно не только жить, но и совершать, например, прогулки на катере. Поезда дальнего следования тоже в какой-то степени похожи на движущиеся населенные пункты. Однако коллективный транспорт постепенно утрачивает функции жилища. Это объясняется увеличением скоростей передвижения, а следовательно, и сокращением сроков путешествия. Так, первые трансокеанские перелеты продолжались более суток, что вынуждало оборудовать самолеты спальными местами. Но очень скоро длительность полета сократилась настолько, что потребность в организации сна пассажиров на борту самолета отпала. Аналогичный процесс происходит и в железнодорожном вагоне. Причем исчезновение элементов жилища является здесь не столько следствием увеличения скорости самого железнодорожного транспорта, сколько тем, что развитие воздушного пассажирского транспорта практически ограничивает масштаб расстояний железнодорожных пассажирских перевозок.

Итак, коллективный транспорт, первоначально являвшийся гибридом средств передвижения и жилища, постепенно становится «чистым» транспортом.

Однако не исключены еще случаи, когда людям приходится подолгу передвигаться с места на место. Хотя бы туристские поездки на время отпуска. Например, поездки на корабле вокруг Европы, специальные туристские железнодорожные поезда.

Путешествовать в обычных поездах или автобусах не совсем удобно, так как рассчитаны они лишь на кратковременное проживание и поэтому недостаточно комфортабельны для длительных поездок. Для таких случаев необходимо создавать специальные гостиницы на колесах. Несколько таких движущихся отелей уже ходит по дорогам Европы.

Двигающиеся населенные пункты нужны не только для туристов. Существует целый ряд профессий (например, геологи, строители железных дорог, трубопроводов и многие другие), при которых постоянное передвижение места жительства совершенно необходимо. Вряд ли можно считать нормальным существующее положение, при котором этим категориям людей приходится постоянно жить без привычного комфорта и к тому же отдельно от семьи.

Необходимость создания специальных движущихся населенных пунктов, вероятно, уже назрела.

Пока еще, за исключением предложения английского архитектора Р. Херрона, нет проектных разработок двигающихся городов Однако и этот проект вряд ли имел в виду решение тех задач, о которых мы только что говорили, поскольку двигающийся город Р. Херрона — довольно большой населенный пункт и совершенно неясно, какова цель совместного движения столь большого количества людей. Все же этот проект представляет, вероятно, определенную ценность для развития идеи двигающегося жилища.

Развитие перевозного жилища в основном связано пока с проблемой второго дома, то есть жилища семьи на время отдыха. Характер такой мобильной жилой ячейки определяется в первую очередь тем, как много можно взять с собой груза при выбранном средстве передвижения.

Простейшим из существующих типов мобильного жилища является походная палатка, упакованная в рюкзак, а простейшим средством транспортировки такой жилой ячейки — собственные ноги. Это, конечно, наименее комфортабельный вид жилища, и его ни в коей мере нельзя сравнить с современной квартирой.

Используя велосипед, мотороллер или мотоцикл, можно несколько увеличить вес, а следовательно, и объем перевозимого жилища. Но наибольшее влияние на развитие мобильного жилища оказал легковой автомобиль, и с ним главным образом связана сейчас сама проблема подвижного жилища.

Развитие шло в двух направлениях. Во-первых, сам автомобиль стал оборудоваться различными приспособлениями, позволяющими превращать его в место для ночлега. Это различного рода откидывающиеся сиденья, превращающиеся на ночь в кровати. Появляются в автомобиле предметы бытовой техники: радиоприемники, портативные телевизоры и даже холодильники.

Еще большее многообразие моделей дала другая линия развития — различные виды добавлений к автомобилю. Наиболее легкие комплекты этого типа перевозятся в багажнике или на крыше автомобиля. В Англии и особенно в США широкое распространение получили буксируемые прицепы-трейлеры. Это фактически маленькие дома на колесах. Размеры их колеблются в больших пределах — от двухместного до восьмиместного. Трейлер буксируется на место стоянки, а затем автомобиль отцепляется.

Если же человек хочет провести свой отпуск, постоянно переезжая с места на место, то нет необходимости отцеплять автомобиль от буксируемой части. Так появляется самодвижущийся трейлер. Эти трейлеры оборудуются основными атрибутами комфортабельного жилища: туалетом, ванной с горячей и холодной водой, кухней и тому подобными удобствами. А в самых больших моделях появляется вторая ванная комната, радиотелефон, подогреваемые и охлаждаемые кресла и ряд других усовершенствований.

Стремление к компактности заставляет проектировщиков уделять большое внимание разработке оборудования трейлеров. Рассматривая проблему мобильного жилища, английский архитектор Вильсон пишет: «Показательно сравнить удобство мобильных домов с обычным домом той же стоимости. И зачастую оказывается, что в мобильном жить намного лучше, потому что оборудование в нем значительно рационализировано и миниатюризировано. Это улучшает не только второй дом, но в большой степени оказывает благотворное влияние и на основное, постоянное жилище семьи».

И действительно, лучшие модели оборудования жилища часто приходят именно из мобильного дома.

Массовое производство мобильных домов создало проблему организации мест их стоянок. Раньше, когда мобильных домов было еще немного, они могли располагаться на природе в любом месте. Сейчас же массовое увлечение двигающимся жилищем уже грозит превратить сельскую местность в хаотическое скопление индивидуальных домов, разрушающих природу. Архитекторы забили тревогу.

В ближайшие годы в СССР резко увеличится количество легковых автомобилей, а затем неизбежно возникнет потребность в трейлерах. И тогда мы можем столкнуться с теми же трудностями, которые сейчас стоят перед архитекторами США и Англии. Чтобы не повторять ошибок, необходимо серьезно изучить возможные пути развития двигающегося жилища и подумать о создании целой системы, учитывающей способность жилища передвигаться в масштабе всей страны.

Уже сейчас немало семей имеют дачу. При этом происходит как бы удвоение квартиры: одна ее часть находится в городе, а другая — в сельской местности. Причем некоторое время одно из этих жилищ пустует. Если для летнего отдыха вместо дачи используется мобильный дом, положение фактически не меняется. Второе жилище какую-то часть времени в году зря занимает место.

Один из возможных вариантов разрешения этого противоречия подсказывает проект японского архитектора Курокавы. Он спроектировал дом в виде бетонной стены с консолями, к которым подвешиваются конусообразные жилые ячейки. Каждая ячейка состоит из двух частей. Верхняя часть жестко скреплена с конструкцией здания, а нижняя при желании может отцепляться и использоваться как трейлер. Таким образом, мобильный второй дом является дополнительной жилой площадью основного дома семьи.

Американский архитектор Морган в своем проекте под названием «Интерпол» предлагает отцеплять от несущей конструкции целиком всю жилую ячейку. По мысли Моргана, по всей территории страны возможно возвести несущие конструкции в виде больших железобетонных столбов с консолями, и на них устанавливать с помощью кранов или вертолетов легкие жилые ячейки, полностью снабженные встроенным оборудованием и мебелью. Консоли на опорах расположены таким образом, что ячейку можно легко снять с опоры и перевезти на другое место. Там может быть аналогичная опора или просто свободный участок местности. В последнем случае снятая ячейка превращается из квартиры многоэтажного дома в индивидуальный жилой дом. Установленные на борту океанского лайнера, эти ячейки могут служить каютами для морского путешествия, а перевезенные в горы или на берег моря, становятся дачей. При этом необходимость иметь второе жилище полностью отпадает.

Аналогичные предложения выдвигаются и рядом других архитекторов. Такую модель можно назвать единой системой перевозимого жилища.

Однако мобильное жилище может быть не только перевозимым, но и самодвижущимся. В этом случае происходит как бы слияние автомобиля с жилой ячейкой.

Сливается с жилой ячейкой прежде всего помещение для автомобиля. В настоящее время гараж и квартира располагаются, как правило, в разных сооружениях. Однако проектировщики стремятся максимально приблизить автомобиль к месту жительства его хозяина. Пример такого сближения — построенные в Чикаго два дома под названием «Марина-сити». Это шестидесятиэтажные круглые башни, первые 20 этажей которых занимают стоянки для автомобилей, а в верхних этажах располагается жилье. Причем число автомобильных стоянок в доме точно соответствует числу квартир.

Следующим этапом приближения автомобиля к хозяину будет слияние помещении для автомобиля и для человека. Другими словами, автомобиль будет располагаться непосредственно в квартире.

Прообразами такого решения могут служить существующие в настоящее время кинотеатры на открытом воздухе, в которых зрители смотрят кинофильм, не выходя из автомобиля. Появились магазины, в которые Покупатели въезжают прямо на автомобиле. Есть предприятия, где стоянка автомобилей организована прямо в цехе Вероятно, аналогичная идея может быть применена и в жилище.

Осуществление подобного принципа потребует коренным образом пересмотреть не только жилище, но и автомобиль. Если автомобиль несколько видоизменить, то можно сделать так, чтобы он не просто занимал место в жилой ячейке, а использовался как элемент оборудования квартиры. Конечно, это будет уже не автомобиль в привычном понимании, а нечто другое. Поэтому назовем его просто «средство передвижения». Поскольку в данном случае разговор идет не о сегодняшнем дне, а о сравнительно далеком будущем, то вполне возможно, что это средство передвижения будет даже не обязательно колесным. Оно может быть шагающим, летающим, на воздушной подушке или каким-либо другим.

Не так давно несколько молодых английских архитекторов, объединившихся в группу «Аркигрем», представили проект под названием «Жилище 1990». Одной из интересных деталей этого предложения является стоящее в жилой ячейке кресло. Оно может передвигаться на воздушной подушке и не только по комнате, но и вне жилища. Другими словами, это и есть автомобиль, стоящий в квартире и используемый как элемент оборудования жилища.

Другой вариант на эту же тему предложил архитектор Вебб. В его проекте «Драйв-ин-хоум» частью общей комнаты служит специально оборудованный автомобиль в виде прозрачного куба. Прообразом такого автомобиля послужил, вероятно, автомобиль, спроектированный парижским конструктором Квазаром Каном. Первый образец этого автомобиля можно было недавно увидеть на улицах Парижа, а затем и Лондона. Внешнее сходство этого автомобиля с комнатой, возможно, и натолкнуло Вебба на мысль использовать автомобиль в качестве части жилой комнаты.

Как видим, развитие идеи слияния средства передвижения и жилища в значительной степени стирает границы между архитектурой и транспортом.

Следующим шагом в развитии тенденции слияния жилища и автомобиля, нам кажется, было бы создание семейной жилой ячейки, состоящей из персональных самодвижущихся ячеек, соответствующих количеству членов семьи. В этом случае семья будет образовывать всякий раз семейную ячейку путем стыковки персональных ячеек, подобно стыковке космических кораблей. Эта стыковка и последующая расстыковка будут происходить ежедневно.

В этой модели четыре объекта: основной дом, второй дом, помещение для средств передвижения и само средство передвижения слиты в единый феномен — самодвижущуюся персональную жилую ячейку.

Выдвигая эту идею, мы не даем пока каких-либо конкретных технических и пространственных эскизов этой ячейки, поскольку воплощение подобной идеи в проект требует большой совместной работы архитекторов и специалистов, работающих над созданием новых моделей средств передвижения. Только такое содружество позволит перейти от дилетантских фантазий на указанную тему к проектным предложениям достаточно квалифицированного уровня как с точки зрения архитектуры, так и с точки зрения транспорта.

Семейная мобильная ячейка лишь средство смены места жительства. Поэтому она не исключает необходимости пользоваться существующим коллективным или индивидуальным транспортом для ежедневных поездок на работу, в театр, магазин и прочее. Персональная же мобильная ячейка является не только жилищем, но и персональным транспортом. А это значит, что появление такой ячейки может коренным образом изменить все виды существующего транспорта. Индивидуальный транспорт всех видов становится ненужным, поскольку его функции начинает выполнять сама ячейка. Коллективный транспорт также вынужден будет резко изменить свой характер: он должен будет приспособиться к перевозке не просто людей, а людей в ячейках. Конечно, все эти рассуждения нельзя понимать буквально, не надо думать, что автобус или троллейбус будет заполняться вместо пассажиров комнатами. Это, разумеется, бессмыслица. Персональная мобильная ячейка — это не привычная нам комната сегодняшнего дня, только поставленная на колеса и снабженная двигателем Персональная мобильная ячейка нечто качественно иное. Она, вероятно, будет иметь переменный объем и при необходимости сможет значительно уменьшать свои габариты, может быть, даже до размеров чемодана. Другими словами, придется решительно пересмотреть сами наши представления о жилище.

Дальнейший прогресс архитектуры, в том числе и архитектуры жилища, как нам кажется, в большой степени будет зависеть от того, насколько полно будут архитекторы использовать последние достижения науки и техники. Мы вполне согласны со словами архитектора П. Нейрна, который говорит, что очень скоро «архитекторы будут поставлены перед выбором: либо отказаться от своей роли ведущего лица в области организации человеческого пространства, либо они должны расширить свою позицию, пересмотреть материалы, средства производства, технику и изобретения нашего века».

В этой статье мы пытались показать, какие качественные сдвиги в архитектуре жилища могут произойти под влиянием средств передвижения. Но, конечно, автомобилем современная техника отнюдь не исчерпывается. Если архитекторы попытаются шире использовать современную технику, которая пока еще, казалось бы, не имеет отношения к строительству, наши представления о жилище изменятся еще больше, нежели рассказано в этой статье.

Наверх