...С самого начала мы решили придать этому плаванию военно-патриотическую направленность — увязать планируемый маршрут с историей Великой Отечественной войны...

...Было решено проследовать но основному маршруту арктических конвоев военных лет — пройти западную часть Севморпути от Архангельска до Диксона, где была развернута вспомогательная Карская база БВФ [Беломорской Военной флотилии]. В случае неблагоприятной обстановки, которая помешала бы выполнить эту программу полностью, маршрут предполагалось сократить — ограничиться походом до Югорского Шара.

Поход проводился под девизом «Кильватером Славы»...

...К походу подготовили яхту Архангельского городского яхт-клуба «Гренада». С помощью пароходства укомплектовали ее всем необходимым, заручились указанием СМП всем судам оказывать яхте всяческую помощь.

Провожали нас 19 июля. Обставлено это было очень торжественно. Были зачитаны приветственные телеграммы, в том числе от президента Географического общества СССР А. Ф. Трешникова и дважды Героя Советского Союза И. Д. Папанина, который все годы войны был начальником Главного управления Севморпути. Выступая с напутственными речами, ветераны арктических конвоев и моряки Краснознаменною Северного флота пожелали нам счастливого плавания.

Наконец, «Гренада», сопровождаемая эскадрой яхт, отошла от причала. На борту нас четверо: капитан и радист Виктор Гладышев, старпом, штурман и кок Игорь Резник, боцман Станислав Олтаржевский и матрос — он же комиссар — Илья Львов (автор этих строк). Все четверо — работники пароходства, члены одного яхт-клуба. С самого начала вахты несем по двое, меняясь через 6 часов: один стоит на руле, второй готовит пищу, делает приборку, ведет прокладку пути. Рулевые — Славик и я — привилегированные члены команды. Для нас и чай согревают, и сигарету прикуривают, и музыку получше приемником ловят...

Первые три дня идем при встречном ветре, неудивительно, что от графика начинаем отставать часов на 6—7. Пока это нас не очень-то огорчает: прогнозы, принимаемые по радио, твердо обещают смену направления ветра на попутный в ближайшем будущем. Погода прохладная, но не настолько, чтобы можно было сохранить без холодильника дичь, запасенную и полученную в подарок во время проводов. Чтобы все разделать и засолить, приходится объявлять аврал. Со знанием дела руководят этим Игорь — в нормальной береговой жизни зам. начальника большого отдела, а ныне — признанный «Магистр кулинарии». К слову сказать, благодаря его стараниям и таланту питались мы разнообразно и вкусно: ели не только макароны по-флотски и плов.

Погода хорошая, ясная. По примеру капитана моемся, зачерпнув ведром беломорской воды. Что она холодная — закономерно. Мы уже пересекли Северный полярный крут и следуем вдоль Канинского берега. Хотя все уже втянулись в ритм яхтенной жизни, какие-то признаки утомления начинают чувствоваться. Отсидеть 6 часов на руле без хорошего отдыха между вахтами довольно трудно. От постоянной качки и напряжения зрения начинает быстро клонить ко сну. При длительном наблюдении за поверхностью моря у нас обоих даже начинались галлюцинации — мы видели то, что не видели другие «свежим» взглядом: ныряющих рыб, высовывающихся диковинных морских животных, плавающие: бревна огромных размеров. В дальнейшем мы научились давать отдых глазам, переключая внимание — наблюдая некоторое время за развевающимся флагом, работой парусов, действиями партнера по вахте.

В дальнейшем при установившемся ровном ветре все чаще стали применять простейший «авторулевой», закрепляя румпель стройками. Это давало возможность отвлечься, для других дел.

На четвертый день «Гренада» достигла траверза мыса Терско-Орловский. Здесь, в заранее намеченной точке, мы провели первый церемониал отдания почестей погибшим — приспустили вымпел, произвели салют из ракетниц, опустили на воду буек. Я рассказал ребятам о том, как в ноябре 1941 года прорвавшиеся сюда, в горло Белого моря, немецкие подводные лодки «U-132» и «U-752» торпедировали беззащитный транспорт «Аргунь» и одну из тихоходных «ВТ», переименованных в сторожевые корабли.

Обогнув мыс Канин Нос, выходим в Баренцево море. Оно встречает «Гренаду» свежим ветром и волной от норд-оста. Поворачиваем — ложимся на курс, которым следовали арктические конвои, идущие к Новой Земле, на Диксон и Тикси или возвращающиеся в Архангельск и Мурманск...

...По нашим расчетам, около 20 часов должен показаться о-в Колгуев. Ждем появления берега с нетерпением, однако совершенно неожиданно опускается плотный туман. Приходится доставать горн и подавать положенные по МППСС звуковые сигналы. Через мглу пробиваемся с «музыкальным сопровождением».

Колгуев показался внезапно: вынырнул из туманной завесы слева, сразу, как бы в награду за наше упорство, выглянуло солнце, небо очистилось от туч.

Обогнули почти пол-острова — чтобы попасть в Бугрино, необходимо огибать отмели, так называемые Плоские кошки. Затратили не менее 8 часов, пока, наконец, смогли стать на рейде...

...На острове провели целые сутки. Побывали в бане, получили радиограммы, закупили продукты. Принимали у себя гостей — руководителей совхоза «Колгуевский».

Следуем дальше на восток, внимательно следя за картой памятных мест. И здесь, в далеком от линии фронта Печорском море, бесчинствовали фашистские пираты, охотившиеся за малозащищенными судами. Только что прошли точку, где погиб тральщик № 65 — в довоенной жизни траулер «Астрахань». В 1942 г. немецкие подводники рапортовали о крупной победе — атаковали здесь вышедший без всякого охранения караван портовых судов...

А в целом за годы войны в оперативной зоне флотилии погибло 13 наших транспортов и 11 вспомогательных судов — менее 4% от общего числа судов, имевшихся у нас к началу войны на Севере. И прекратить судоходство по Севморпути врагу так и не удалось ни на один день навигации. Благодаря самоотверженности моряков и летчиков БВФ атаки вражеской авиации и флота становились все менее успешными.

Трудно даже представить, какой подвиг, какой труд тысяч людей скрывается за этим фактом. По штабным документам подсчитано, что только в составе внутренних конвоев корабли БВФ совершили свыше 2300 выходов в море, а ведь иногда каждое такое плавание продолжалось по нескольку недель без единого захода на базу, под бомбами и торпедными атаками...

...когда мы обогнули плоский о. Матвеев с одинокой «трубой»-маяком, ударом сильной волны заклинило руль. «Гренада» оказалась неуправляемой, когда до ближайшего берега оставалось более 50 морских миль. Прежде всего мы попытались управлять яхтой при помощи запасного якорного каната. Выпустили с кормы около 50 м каната, привязав к нему два линя. Когда требовалось сделать поворот влево, выбирали левый линь, и канат, описав на поверхности воды дугу, начинал изменять курс яхты. Однако на волне такой руль действовал неэффективно. Попробовали управлять парусами — тоже не вышло. Когда ветер заходил к норду и усиливался, удерживать яхту на курсе при сильных ударах волны в скулу было невозможно.

Тем временем видимость ухудшилась, небо заволокло тучами. Место яхты можно было определять лишь по радиопеленгам при помощи приемника «Океан» в диапазоне УКВ.

В конце концов мы решили соорудить аварийный руль. Для этого спинакер-гик положили поперек яхты и закрепили к шкотовым лебедкам. Из пайола вытащили доску; чтобы притопить ее конец, привязали к ней свинцовый груз ручного лота. В краях доски просверлили отверстия, через которые пропустили спинакер-брасы. Затем через блоки на концах спинакер-гика брасы провели в кокпит. При помощи этого импровизированного руля, хоть и с грехом пополам, удавалось удерживать яхту на курсе.

Утром 3 августа — благо ветер и волны были умеренными — мы взяли курс на Бугрино, до которого оставалось около 30 часов хода, считая скорость по 3 узла. На всякий случай, опасаясь вполне вероятного ухудшения погоды, подняли флаг «Викта», что по Международному своду сигналов означает: «Прошу помочь!» И помощь пришла: нас нагнал теплоход «Евгений Онуфриев». Моряки вывалили за борт стрелу своего крана, и через несколько минут яхта оказалась на палубе судна. Теплоход прибыл в Архангельск 6 августа и у приемного буя спустил нас на воду. Финишировали мы под двигателем к вечеру того же дня.

На снимке: экипаж "Гренады" перед стартом. Автор снимка Евгений Мусорин.

Полный текст статьи здесь: http://www.barque.ru/stories/1984/routes_arctic_convoys

Комментарии  
Я был старпомом на тх Е.Онуфриев,шли мы из Нарьян Мара и яхту Гренада поднимали к себе на палубу.На фотографии узнал только И.Гладышева.И непонятно почему матрос-комиссар т.Львов называет себя Ильей.Его настоящее имя Игорь Дмитриевич.И пусть он бросит в меня камень,если это не так.

Наверх