Эстетические принципы, отражающие художественные взгляды многих поколении. создавших Киев, связывали в единое целое разновременные части города, были топ основой, на которой формировался его своеобразный облик. На каждом из этапов создавались законченные композиции, позволяющие в то же время их развивать и усложнять. В наше время стремительного роста города очень важно не разорвать эту связь времен. Отбросив все социально и технически устаревшее, необходимо продолжить и умножить славу города как одного из прекраснейших творений рук человеческих, органически связанного с удивительной по красоте природой.

Проблема преемственности в развитии городов имеет две стороны решения. Первая — использование и развитие в новых частях города присущих ему прогрессивных особенностей, местного своеобразия. умелое сочетание новой застройки со старой в исторических частях города. Вторая — охрана и реставрация отдельных градостроительных ансамблей, заповедников, памятников архитектуры и исторического ландшафта. Решению проблемы преемственности киевские архитекторы, градостроители уделяют большое внимание.

Исторический анализ жизни Киева показывает, что с древнейших времен это был город полицентрический. Наряду с основным ядром он имел функционально и визуально связанные с этим ядром подцентры, закрепленные монументальными каменными сооружениями. Эта система центра и подцентров разворачивалась в единой прибрежной панораме правого высокого берега Днепра. Такой принцип создания многоцентровых прибрежных ансамблей был характерным и для многих других древнерусских городов. Конечно, в основе подобной застройки лежат факторы социальные, интересы обороны и торговли, но немаловажную роль играли и соображения эстетического порядка, учет природных факторов.

Прием выявления высотными акцентами различных районов городов всегда оказывал огромное влияние на градостроительство восточных славян. Проблема создания продуманной системы таких акцентов в ее увязке с исторически сложившимися ансамблями является важной творческой задачей сегодняшнего и завтрашнего дня.

Планировочная сеть улиц и площадей исторического центра города складывалась на протяжении многих веков. В современной планировке Верхнего города сохранилось немало особенностей, которые обусловливались характером местности и окружавших его в X—XI вв. укреплений. О древнем характере планировки Подола можно судить по ее остаткам (после пожара 1812 г. Подол был перепланирован), старым планам и археологическим раскопкам. Эта планировка имела свободный характер, обусловленный системой размещения торжищ и укреплений, а также особенностями рельефа местности.

В XIX—XX вв. многие древние и особенно вновь возникшие жилые районы получили регулярную планировку в духе градостроительных требований классицизма. Однако в тех районах, где имелись древние сооружения (Подол), новая планировка органично включала в себя древние элементы.

В послереволюционное время в массовом строительстве, особенно в послевоенные годы, были применены различные планировочные системы. Наибольшая выразительность была достигнута там, где тщательно учитывалась вся естественная градостроительная ситуация. В таких жилых районах, как Первомайский, Русановка, Виноградарь удалось добиться известной пластичности, разнообразия и выразительности застройки.

Наиболее характерная исторически сложившаяся черта застройки Киева обусловлена сильно пересеченной местностью. Город изобилует множеством точек, с которых застройка воспринимается в различных, иногда неожиданных ракурсах. Эта особенность была мастерски использована в послевоенные годы при создании главной магистрали столицы — Крещатика. Мажорный светлый облик сооружений, не лишенных чрезмерностей в украшениях, зелень бульвара — все это можно оценить как удачную попытку создания улицы-ансамбля, парадного форума, связанного с традициями архитектуры города. В строящихся новых жилых массивах можно отметить черты, которые сложились в эпоху классицизма, в частности, они сказались в застройке массивов, возведенных на намывных и других плоских участках.

Эти два принципа застройки получают равноправное значение, делаются попытки их сочетания, как например, при освоении левого берега Днепра. Актуальным стал вопрос творческого использования этих принципов с учетом новых масштабов застройки, рельефа правого берега, традиций построения выразительных композиций на равнинных участках. Особую сложность и вместе с тем большие художественные возможности представляет застройка многих еще не реконструированных районов в центре города с их оврагами и холмами, где так уместны были бы террасные дома и приемы постановки зданий, учитывающие резкие перепады рельефа.

Важную роль в архитектуре застройки любого города играет характер кварталов и усадеб. На Подоле в последние годы были выявлены усадьбы XI—XII вв. К тому же времени относятся остатки усадьбы, недавно обнаруженные в городе Ярослава. В XVII—XVIII вв. усадьбы массовой застройки включали и зелень. Довольно жесткая система размеров и конфигурации участков появилась в начале XIX в. Новая планировка Подола и других частей города имела несколько типов участков (они хорошо читаются в современной застройке Подола). Из документов известно, что вначале небольшие здания возводились в глубине участков, красная линия закреплялась оградой. Затем, особенно во второй половине XIX — начале XX вв., эти дома заменялись более капитальными доходными, занимавшими весь фронт участка и образующими сплошную застройку улицы. Со временем такие дома ставились в глубине участка с небольшими двориками между ними. Таким образом, к началу XX в. в центре города и ряде его подцентров сложилась уплотненная застройка кварталов, в которых прослеживались размеры первоначальных участков. Это наложило отпечаток и на строительство в годы советской власти, вплоть до создания новых жилых районов в 1950—1960 гг. Поэтому представляется важным при реконструкции исторических районов города учитывать сложившуюся размерность в организации кварталов и масштабах зданий.

В начале XX в. в городе было много 4—5-, а иногда и 8—10-этажных зданий. Это в основном определяло масштаб застройки ко времени начала строительства новых жилых массивов. В строительстве таких массивов, особенно в последние годы, архитекторы оперируют различной протяженностью и высотностью здании, что способствует созданию выразительных композиций.

Следует отметить еще одну особенность застройки Киева. В глубинных кварталах города, где еще сохранились старые улочки, при реконструкции в большинстве случаев были ликвидированы ветхие домишки и здания местечкового характера с их иногда наивным стремлением подражать «большому городу». Вместо лачуг построили добротные коттеджи. Естественное в условиях сложного рельефа сочетание коттеджей и высотных зданий дает возможность повысить эстетические качества застройки.

Об архитектуре средневекового Клева мы судим, главным образом, по каменным монументальным постройкам. Однако вплоть до конца XIX в. в городе основным строительным материалом было дерево. При этом традиции его применения не только в строительстве жилья, но и в сложных культовых и оборонительных сооружениях, были значительно более глубокими и древними, чем тенденции создания каменных зданий. Различные комбинации срубов на протяжении многих веков служили не только основой построения форм деревянного, но и каменного зодчества. Древнерусское зодчество, несмотря на свои связи с византийским, являлось отдельной, вполне самостоятельной архитектурной школой.

В XVIII в. в Киеве появляется барокко, оказавшее огромное влияние на архитектуру всей правобережной Украины. В своих формах оно сочетает некоторые общеевропейские черты с ясностью и гармоничной уравновешенностью композиции народного зодчества и вполне оправдывает свою оценку как явления глубоко самостоятельного.

Во второй половине XIX—начале XX вв. в архитектуре города сменялись и сосуществовали различные стили, в том числе и модерн с элементами украинского народного зодчества. В соответствии с этим здания штукатурились, покрывались лепкой, украшались бетонными и металлическими деталями. Для массового строительства в это время стал характерен так называемый «кирпичный» стиль, или, как его называли, стиль киевских подрядчиков. Экономными средствами из кирпича выкладывались различные детали. Эта архитектура не претендовала на открытое наследование исторических стилей, и вместе с тем отличалась нарядностью и разнообразием форм.

После Октябрьской революции облик новостроек складывался в русле развития всей советской архитектуры, в которой конструктивизм конца 1920 — начала 1930 гг. и отдельные поиски национальных черт сменились в конце 1930 гг. ориентацией на классицистическое наследие. В эти годы в ряде административных, общественных и жилых зданий был применен ордер, а для облицовки использовался естественный камень. В послевоенные годы широко стала применяться облицовочная и декоративная керамика. Светлый облик керамических стен и сейчас в массовом строительстве играет ведущую роль.

Можно утверждать, что в архитектура Киева первых послевоенных десятилетий сложилась своеобразная система, отличающаяся может быть несколько излишней декоративностью, но выразительная, свое образная, воспринявшая мажорный настрой его лучших архитектурных традиций. Сейчас ведутся разработки новых типов жилых зданий, обладающих вариантностью решений, позволяющих разнообразить облик застройки.

Таким образом, в архитектуре сооружений можно отметить ту же особенность, что и в градостроительном развитии города — бережный учет эстетических традиций. Вместе с тем киевские зодчие чутко улавливали смену художественных вкусов времени, смело шли на использование новых форм, творчески их переосмысливали.

После победы Октября на Украине, как и в РСФСР, были приняты решительные меры, направленные на сохранение культурных ценностей. Ряд ансамблей и сооружений города стали заповедниками (Киево-Печерская лавра, Софийский собор и др.). В послевоенные годы развернулись работы по изучению и реставрации памятников. Они проводились государственными архитектурными органами, Академией архитектуры УССР, научно-исследовательскими институтами. Были созданы реставрационные мастерские (теперь институт Укрпроектреставрация) и реставрационное Управление. На первых этапах в реставрации памятников принимали участие ученые — представители городов Орша (http://orshagorodmoy.info/) , Москва и Ленинград, известные мастера советской архитектуры (П. Алешин, В. Заболотный, Н. Северов и др.). Со временем сложилась местная киевская школа реставраторов, усилиями которых были восстановлены множество памятников архитектуры города (архитекторы Н. Холостенко, М. Говденко, Л. и О. Граужис, Р. Быкова, В. Корнеева, Е. Пламеницкая, Е. Лопушпиская, художники Л. Калениченко, Е. Мамолат и др.). Это — восстановление сооружений сожженной гитлеровцами Киево-Печерской лавры, расчистка росписей и мозаик Софийского собора и др., а также большое число проектов, реставрацию по которым еще предстоит совершить.

Для киевской школы реставраторов характерно применение различных методов восстановления: аналитического (восстановление памятника с ценными наслоениями); синтетического (восстановление в первоначальном виде); компилятивно-комбинированного (сочетающего особенности двух первых). Важной историко-культурной акцией явилось сооружение над остатками Золотых ворот павильона, воссоздающего предполагаемые первоначальные формы памятника.

Особенностью мер по охране архитектурного наследия в последние десятилетия стал градостроительный подход к решению этой задачи. Составлению генплана города в 1970 г. предшествовала разработка предварительной историко-архитектурной оценки планировки и застройки заповедных зон. На основе этих материалов в планировке центра были намечены общие охранные зоны в Старом городе, на Подоле и на Печерске, включая район Липок. Были установлены определенные режимы для реконструкции застройки в этих зонах. В 1978 г. проведены исследования, на основании которых система охранных зон, разработанная Киев-НИИТИ и Киевпроектом, была утверждена.

Более детальная историко-архитектурная оценка планировки и застройки древних районов Киева началась с инвентаризации застройки Подола. Были проведены исследования картографических и исторических материалов с привязкой к современной топооснове исторических планов. Это позволило получить картину основных этапов развития планировки за стройки и архитектурно-пространственной композиции района.

Были выявлены 178 зданий памятников архитектуры, истории и культуры а 44 зданий, определяющих окружение ценной застройки и сложившуюся среду района. Была предложена система охранного зонирования территории района. Опираясь па эту работу, Киевпроект выполнил проект детальной планировки Подола.

В настоящее время разрабатывается проект реконструкции застройки Красной площади на Подоле, где предполагается восстановить и достроить второй этаж Гостиного двора. Здесь восстановлен фонтан «Самсон», намечено экспонировать остатки древнерусской церкви Богородицы Пирогощи и т. д. В качестве эксперимента по реконструкции рядовой застройки взяты два квартала, где намечено, сохранив исторически ценные сооружения, возвести новые здания.

В связи с разработкой генерального плана развития Киево-Печерского заповедника проведены историко-архитектурные исследования застройки на территории монастыря и вокруг него в пределах валов петровской крепости (КиевНИИТИ). даны предложения о границах охранных зон и режиму их использования и реконструкции. Анализ композиции застройки ансамбля, его градостроительной роли убедительно показал необходимость восстановления Успенского собора, разрушенного фашистами в 1941 г.

В городе фактически охраняются все основные ансамбли, включая и возникшие в XIX—XX вв., в том числе и в советский период. Важной проблемой является сохранение и научная реставрация здании конца XIX — начала XX вв.. составляющих основу исторического центра.

Киев стал своеобразной творческой лабораторией украинских архитекторов. Здесь проводились поиски архитектуры будущего и решались проблемы преемственности и сохранения, прошлого. Создан музей под открытым небом, вобравший в себя лучшие образцы народного зодчества со всех районов Украины. Ансамбль музея Великой Отечественной войны на берегу Днепра, заповедник «Древний Клев», который охватывает территорию города Владимира, Замковой горы, древних Кожемякской и Гончарной улиц, дополняет заповедные зоны показ древних сооружений и новых монументов.

Киев по праву может быть назван городом-памятником, памятником исторической общности восточно-славянских народов, памятником градостроительства и художественной культуры, революционной боевой и трудовой славы.

Архитектурное наследство города, накопленное за многие века его существования, его лучшие исторические традиции окружены всенародным вниманием и заботой. Сохранить это наследие, развить и передать потомкам — важнейшая задача современного развития города, залог его прекрасного будущего.

Наверх