«Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей — долг и обязанность граждан», — так говорится в Конституции. Этой заботой проникнут также закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

Однако решение проблемы сохранения исторических памятников и культурных ценностей — дело сложное, и еще не везде его организации уделяется должное внимание. Характерным в этом отношении является положение в одном из старейших городов Юга России — Таганроге. Хотелось бы поделиться с читателями нашими таганрогскими трудностями и соображениями о том, как их можно было бы устранить. Вероятно, вопросы, подобные тем, что волнуют нас, возникают и в некоторых других городах.

Таганрог, живописно расположенный на берегу Азовского моря, представляет собой один из крупнейших промышленных и культурных центров Северного Кавказа. Нет, пожалуй, ни одной значительной обобщающей работы по истории России последних трех столетий, в которой бы в той или иной связи не упоминался Таганрог — город, в котором проявились как общие черты, свойственные стране в целом, так и индивидуальные, делающие его облик неповторимым и запоминающимся. Таганрог сыграл немалую роль в истории Российского государства, в его борьбе за безопасность южных границ, за выход к Азовскому и Черному морям, в развитии внешнеторговых связей. Героической обороной в 1855 г. город вписал славную страницу в летопись Крымской войны. В годы Великой Отечественной войны исключительно активно действовало Таганрогское подполье.

Как крупный рабочий центр, Таганрог всегда отличался богатыми революционными традициями.

В этом городе бывали и жили выдающиеся деятели русской и национальной культуры: Пушкин, Чехов, Горький, Айвазовский, Чайковский, Мусоргский и многие другие. С историей Таганрога связаны имена выдающихся русских флотоводцев Сенявина и Ушакова, лейтенанта Шмидта.

Весь этот далеко не полный перечень выдающихся личностей и исторических событий говорит, как важно сохранить о них память для будущих поколений.

Таганрог — один из первых городов России, строительство которых велось по генеральному плану. Проект планировки и застройки Таганрога был создан в 1699 г. по указанию Петра I, находившегося в то время в городе. Это был большой шаг вперед в русском градостроительстве. На плане ядро города представляло собой полуциркульную территорию, окруженную фортификационными сооружениями. В основе планировки четко прослеживалась трехлучевая композиция улиц, завершающихся тремя крепостными воротами. Центральная городская площадь размещалась на оси среднего луча.

Известный русский архитектор Г. Лукомский, автор работы «Памятники старинной архитектуры России», побывав в Таганроге в 1913 г., писал: «Вот полузабытый ныне город особняков-вилл, разбросанных на высоком берегу красивой бухты Азовского моря, город прекрасных образцов строительства. Многие из них — шедевры зодчества раннего классицизма в России. Но если бы в Таганроге научились ценить не только зодческие, но и вообще типично бытовые детали минувшего, этот город мог бы стать музейно-интересным, так как все-таки нигде в России не сохранилось такого количества домиков, заборов, ворот начала прошлого столетия, как в Таганроге».

С удовлетворением можно отметить, что, несмотря на бурный рост города в последние полвека, несмотря на потрясения мировых войн, в центральной части Таганрога до сих пор сохранилось множество ценных в архитектурно-художественном отношении домов, создающих неповторимый колорит уездного «чеховского» городка. И хотя в Таганроге, как и во многих старых городах, имеются памятники провинциального русского классицизма, сооружения стиля «модерн» начала XX в., памятники архитектуры 20—30-х годов текущего столетия, выполненные в духе конструктивизма, главными с точки зрения охраны и исторической ценности являются здания городской застройки XIX в. Малоэтажные здания с разрывами, заполненными зеленью, с повторяющимися декоративными деталями придают облику города особую цельность. Изумительны по рисунку городские малые формы — балконы, решетки, крылечки.

За последние годы в Таганроге выполнена большая работа по частичной реставрации отдельных памятников истории и архитектуры. Примером большой удачи можно считать реставрацию зданий картинной галереи, «лавки Чеховых», Каменной лестницы. Ведется реставрация бывшей гимназии, где учился А. П. Чехов.

Но, к большому сожалению, работа по реставрации и реконструкции исторических памятников в городе пока ведется стихийно, не комплексно, зачастую неквалифицированными исполнителями и низкокачественными строительными материалами.

Казалось бы, обязательной и неотъемлемой частью проектов реконструкции сложившейся городской застройки, реставрации отдельных памятников истории и культуры или их комплексов должна являться обоснованная схема участков, занимаемых памятниками архитектуры (охранных зон), и зон особого режима реконструкции, на территории которых сталкиваются интересы охраны памятников и современной застройки. Однако в настоящее время город не располагает материалом, в котором были бы определены городские территории, непосредственно связанные с памятниками, выявлены возможности правильного сочетания исторически и художественно ценного архитектурно-планировочного наследия с новой застройкой, а также целесообразность использования сохранившихся зданий и сооружений.

Отсутствие такого документа, который должны бы были подготовить органы охраны памятников истории и культуры, приводит к грубым градостроительным ошибкам. Навсегда, к примеру, потеряно здание бывшей гостиницы Кумбарулли, в которой в 1916 г. жил К. Паустовский, воспевший город и эту гостиницу в «Беспокойной юности». Исчезло двухэтажное здание в Красном переулке, где на бывших ремесленных курсах обучался А. П. Чехов. Обезображен фасад жилого дома № 10 постройки первой четверти XIX в. на улице Шмидта. Заканчивается снос здания бывшей женской гимназии в районе памятника А. П. Чехову, прекрасно замыкавшего перспективу улицы и представлявшего большую архитектурную ценность. Памятник А. П. Чехову был поставлен с учетом полуциркульного окружения его торговыми рядами, построенными в середине XIX в., и зданием гимназии. Теперь, когда здание гимназии разбирается, памятник «повисает» на фоне открывающихся павильонов Центрального рынка.

В настоящее время темпы застройки старой части Таганрога невыразительными по облику типовыми зданиями приобретают интенсивный и, по нашему мнению, стихийный характер. В результате зачастую полностью обезличивается колорит старой застройки. Пожалуй, самым ярким примером тому может служить застройка оконечности мыса двумя протяженными девятиэтажными домами, отгородившими город от моря.

В Таганроге начался активный процесс реконструкции улиц, в результате которого меняется исторически сложившийся характер озеленения, искажаются традиционные элементы внешнего благоустройства. Так случилось с улицами Фрунзе, Антона Глушко, Карла Либкнехта. Вместо акаций, воспетых Паустовским, Жемчужниковым и другими писателями и поэтами, высажены клены и каштаны.

Мы не против научно обоснованных приемов озеленения в современных жилых образованиях. Мы не против широких оживленных магистралей. Но, на наш взгляд, в исторически сложившихся районах озеленение как элемент архитектуры должно оставаться традиционным. Да и расширение проезжей части улиц в районе старой застройки, находящейся на мысу, в тупике, не вполне обосновано, так как интенсивность движения транспорта здесь невелика.

Успешное решение проблемы сохранения и использования памятников архитектуры зависит от хорошей организации всего комплекса работ, связанных с охраной памятников. Прежде всего в городе нужно внедрить практику административной охраны, куда должны входить учет памятников и их исследование, способствующее учету и охране, составление юридической документации по охране, контроль за сохранностью и использованием памятников, обеспечение своевременного ремонта и реставрационных работ, пропаганда памятников. В этой связи имеющемуся в городе обществу охраны памятников необходимо активизировать свою деятельность, используя инициативу местных и ростовских архитекторов.

Второе условие решения проблемы — это организация комплекса реставрационных работ. Нужно учесть, что существующая в Ростове-на-Дону специальная научно-производственная реставрационная мастерская не в состоянии обеспечить выполнение объема работ, которые следовало бы провести в Таганроге. В этом отношении полезно было бы ознакомиться с опытом организации охраны памятников архитектуры Литвы в трех ее городах — Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, где сосредоточено большое количество исторических памятников. В названных городах созданы и успешно действуют самостоятельные реставрационные мастерские, обеспечивающие весь комплекс работ — начиная с исследования и проектирования и кончая ремонтом, консервацией, реставрацией, восстановлением и приспособлением памятников архитектуры для современных нужд. Было бы целесообразно организовать самостоятельную мастерскую и в Таганроге. Конечно же, создание такой мастерской — дело непростое. Попытка организовать в Таганроге производственный участок, подчиненный ростовской мастерской, пока не приносит ощутимых результатов.

На наш взгляд, Министерству культуры России следует обратить внимание на затронутые проблемы охраны памятников Таганрога. Потеря времени в данном случае равносильна гибели архитектурно-художественного наследия.

Таганрог заслуживает того, чтобы его центральную часть объявить историко-архитектурным заповедником северокавказского значения, так как в границах этого громадного региона нет больше другого города, сохранившего архитектурную пластику XIX в. в такой мере и в таком объеме. Уже сейчас Таганрог является крупным центром туризма, и темпы туристского наплыва неуклонно растут.

Таганрог должен стать одним из первых городов России, в котором был бы осуществлен переход от реставрации отдельных памятников к фрагментарному восстановлению архитектурно и исторически ценной городской среды.

Наверх