Размещение театре в лучших, центральных частях города — градостроительная традиция, которой неизменно следуют наши архитекторы. Новые здания театров занимают важнейшее положение п ансамблях городских центров г. Владимира, Орла, Курска, Владивостока Немало примеров размещения театров в комплексе с городским парком в Хабаровске, г. Горьком, Москве. Этот прием становится традиционным для детских театров.

Но не всегда и везде можно построить и театр, и окружающие его сооружения одновременно. В крупнейших сложившихся городах, где существует целая сеть театральных зданий, в центре обычно нет свободных площадок. Как же быть? М. Г. Бархин а своей статье «Общественные здания», критикует практику Москвы, где еще в XIX в. сложилась, по его мнению, избыточная концентрация зрелищных сооружений. Реконструкции старых театров он противопоставляет строительство новых в новых района ж столицы. С этим хочется поспорить. Опыт Театра имени Моссовета, который неудачно выступал в здании на площади Журавлева, и скрупулезные социологические изыскания свидетельствуют в пользу концентрации театрально-зрелищных учреждений, создания многозальных зрелищных комплексов в центре города.

Площади Свердлова и Маяковского, Пушкинская улица в Москве, Невский проспект в Ленинграде и Крещатик в Киеве — примеры исторически сложившихся комплексов. Мы знаем и современные зрелищные центры, созданные в Лондоне, Оттаве, Нью-Йорке, предлагавшиеся и у нас в Москве, в Челябинске и в других городах.

Как же быть со старым городом, его сетью? Нам представляется, что здесь нужно различать две градостроительные задачи. Первая — более привычная для нашего градостроительства — создание новых центров в новых районах. Положительный пример — формирование зрелищного комплекса с «детской» специализацией в Москве. Это новый цирк, Музыкальный детский театр. Дворец пионеров. На свободной территории формируется новый ансамбль. Другая задача — строительство и реконструкция внутри Садового кольца Критиковали новое здание МХАТа за то, что его не видно, трудно найти, нет перед ним площади. Я с этим не согласен. Я думаю, что рядом с ним достаточно большая площадь, которая могла бы быть использована. чтобы театр более органично вошел в структуру бульвара, но в принципе— что может быть лучше, чем расположение на Тверском бульваре, в традиционном театральном и развлекательном поясе столицы? Напротив — Театр им. Пушкина, поблизости— Театр на Малой Бронной. Говорят, трудно подойти или подъехать. А на площадь Свердлова к Большому театру легче? Или даже к Театру Советской Армии? Нужно уметь создать современные подходы и подъезды, не разрушая ткани старого города, за счет переулков, внутренних дворов, подземного пространства (о чем мы долго и пока бесплодно говорим).

Два проекта, отмеченные премиями на Пражском Квадриеннале-75, театры на Таганке и имени Моссовета, проиллюстрировали попытку освоения сложившейся городской среды, не вступая с ней в конфликтные отношения, с созданием многозальных театральных комплексов. Общее в обоих проектах состоит в использовании существующей структуры улиц, переулков, внутренних дворов как основы реконструкции. В обоих случаях делалась попытка реализовать идею, которую можно назвать «театрализацией театра и города». Здание театра не должно быть замкнуто в себе, его окружение должно создавать условия для выхода действия во внешнюю среду. Здесь как-бы возрождается преемственность с народным искусством, с театром улиц. Хочу сослаться на опыт театра на Таганке: в спектакле «Десять дней, которые потрясли миро уже при входе вас встречают персонажи спектакля, в фойе разыгрываются интермедии. Спектакль «А зори здесь тихие» завершается эпилогом-реквиемом: в фойе на лестнице горят факелы с Вечным огнем. Для того чтобы посмотреть на спектакль "Деревянные копии", зрители сначала попадают на сцену, а потом уже в зрительный зал. С этой целью сцена открывается в фойе специальным проемом.

Театр имени Моссовета ставит пьесы в фойе, а теперь и на новой малой сцене. Многие театры обзаводятся малыми залами и играют в них артисты очень свободно. «Перемешиваются» зрелище и зрители. В основных же залах общим явлением стало «разрушение», декорирование порталов, наиболее активное развитие действия на просцениуме, т. е. в самом зале.

Вот это и можно назвать театрализацией театра. Я считаю, что необходимо так проектировать современный театр, чтобы декорации и актеры в фойе выглядели так же естественно, как в зале, а не нарушали его чинную и парадную атмосферу.

Что для этого делается при реконструкции театра на Таганке?

Прежде всего, театр получает несколько взаимосвязанных залов разного размера и конфигурации, группирующихся вокруг фойе - крытого двора. Для нового зала возможно несколько пространственных перевоплощений: от глубинной сцены до сцены-арены. Пространство асимметричное, неправильное, как нам кажется, в духе театра. Пространство трюма проходит под зрительские места, игровой рабочий потолок— над головами зрителей. Подвижная кран-балка будет двигаться не только над сценой, но и над зрительскими местами.

Необычны и для нашей и для мировой практики игровые проемы на всей задней стене сцены, еще более необычен проем-окно 9х4 м, которым зал будет открываться на Садовое кольцо. Этот эффект уже можно почувствовать в натуре. Прямая и естественная связь с жизнью города будет использована в спектаклях.

Проектное предложение по реконструкции Театра имени Моссовета иллюстрирует несколько иную ситуацию и вторую тенденцию развития театра, на которую обратил внимание Ю. А. Завадский в статье «О театре будущего». Эта тенденция — создание театра-лаборатории. Театр остается базой подготовки актеров высшей квалификации. в том числе для кино и для телевидения. Поэтому при театре должны быть созданы лаборатории актерского и режиссерского мастерства, групповой и индивидуальной работы, спортивно-тренировочные и студийно-экспериментальные залы, информационный центр, клуб, кафе для актеров. Реальная градостроительная ситуация, в которой находится Театр имени Моссовета,— расположение внутри квартала рядом со школой-студией. Это дает предпосылки для пространственной реализации идей театра — лаборатории мастерства театрального искусства и идеи театрализации городской среды.

Если Театр на Таганке находится в окружении старых зданий, то облик площади Маяковского с ее комплексом театрально-зрелищных зданий сложился в советское время. Этот второй по значимости в Москве после ансамбля площади Свердлова театральный центр, представляющий современное советское искусство, требует реконструкции и выявления своей специфики в городской среде.

Проектом такой реконструкции предлагается использовать внутриквартальное пространство между площадью Маяковского и Благовещенским переулком, ул. Горького и садом «Аквариум» в первую очередь для того, чтобы функционально объединить и благоустроить существующие зрелищные здания. К ним добавятся недостающие помещения мастерских складов, репетиционных залов (путем использования жилых домов, непригодных для проживания из-за крайней затесненности застройки). Кроме того, на территории, примыкающей к саду, должны быть построены заново малые студийно-экспериментальные залы, нужные каждому театру и филармонии. Реконструкция и насыщение квартала новыми функциями превратят его в комплекс со специфическим «микроклиматом», средой для досуга и культурной деятельности горожан.

Создание условий для выхода театрального действия за пределы зрительного зала стало целью и в ряде новых проектов, среди которых — Детский музыкальный театр в Москве. Взаимосвязанные пространства его интерьеров словно бы для того и созданы, чтобы можно было удобно организовать интермедии к спектаклям, а три вынесенных на консолях входных портала — для красочных прологов, возвещающих о начале спектакля.

Но особенно ярко проявилась тенденция к театрализации городской среды на двух конкурсах, посвященных театру будущего. Уже в проектах международного студенческого конкурса, проведенного год назад Международной организацией сценографов и техников театра, главной новинкой стали предложения по трансформации театральных зданий, а также активное проникновение жизни театра в жизнь города. Исчезли монументальные фасады, их место занял нейтральный каркас, по-разному заполняемый от спектакля к спектаклю. Стены стали открываться и закрываться, здания обрели способность менять свою форму. Крупные городские кварталы, по мысли авторов, должны были получить «театральную специализацию»: здесь мастерские, в которые через стекло может заглянуть прохожий, залы, в которых он увидит, как репетируют спектакль. Далее театральные магазины, кафе, где можно посидеть до или после спектакля. Новые залы театра, трактуемые наподобие кино-павильонов, могут менять свою структур, и архитектуру, чтобы соответствовать обстановке пьесы. В антракте зрители свободно проходят за кулисы, проникая в лабораторию театра.

Наверх