Неорусский стиль получил распространение в России в конце 19 начале 20 века и возник он на волне  общего интереса к своеобразию русской культуры, поэтому данное архитектурное направление в первую очередь характеризуется  использованием тематики древнерусского зодчества. В противовес более раннему «псевдорусскому стилю» он выделяется не скрупулезным воспроизведением отдельных элементов или форм, неорусский стиль- это, скорее, игра в традиционное русское искусство, его изящная и творческая стилизация. Определенная общность формы выражения, декоративность зданий, возведенных в неорусском стиле, дают нам право отнести его к одному из национально-романтических течений царившего в те времена архитектурного стиля модерн. Основными формами, с которыми «играл» неорусский стиль, были главным образом темы основных течений древнерусского зодчества (киевская, новгородская, владимиро-суздальская архитектурные школы, а также русские школы барокко и традиционная деревянная архитектура).

С момента своего появления неорусский стиль не стоял на месте и продолжал свое дальнейшее развитие, претерпев к началу 20 века значительные эволюционные изменения. На смену изящной стилизации приходится более строгий ретроспективизм. Памятники неорусского стиля 20 века практически точь-в-точь копируют древнерусские образцы или воссоздают народную русскую орнаментику на правильно спроектированных объемах.

Одним из самых известных архитекторов, работавших в неорусском стиле, был Александр Викторович Щусев. В церковных постройках архитектор воссоздавал образную сущность храмов Пскова и Новгорода. В качестве лучших его работ можно отметить собор Марфо-Мариинской обители в Москве и монастырский корпус в Овруче. Знаковой его работой стало строительство здания Казанского вокзала, декор которого мотивы древнерусского зодчества, а также знаменитую падающую башню Сююмбике в Казани.

Наверх