Они встречают самолеты и поезда, спускаются в трюмы океанских лайнеров и подкатывают к борту автофургонов, снуют по складским площадкам, строящимя и реставрируемым зданиям, цехам заводов. Они подставляют свои плечи под миллионы тонн грузов, чтобы бесстрастной четкостью механизмов подменить напряжение человеческих рук. Неприхотливые и неприметные в ряду могучих машин нашего века, они стали гибким звеном транспортного конвейера страны. Эти машины — автопогрузчики.

С тех пор, как сорок веков назад человек впервые призвал на помощь своим мускулам нехитрый рычажный подъемник, мир стал немыслим без подъемно-транспортных механизмов. Гигантские краны взметнули свои стрелы над причалами портов, ажурными мостами повисли под крышами цехов, выстроились башнями вдоль стен возводимых зданий. Ленты конвейеров мчат потоки руды в вагоны и бункеры и детали машин из цеха в цех. Могучие насосы гонят нефть в недра танкеров и зерно в кузова автомобилей. Незаменимые каждый на своем месте, все эти устройство лишены одного важного качества—свободы маневра.

Транспортные возможности рельсовых кранов ограничены размахом стрелы и длиною пути, ленточных конвейеров — размерами рабочего полотна, различных насосных устройств — протяженностью трубопроводов. А когда необходимо поднять груз, быстро перенести его на 200 метров и точно уложить в ячейку штабеля, когда при этом нужно покинуть открытую площадку и нырнуть в узкие лабиринты склада или под своды цеха, когда сегодня надо грузить бочки и трубы, а завтра уголь и ящики, на помощь человеку могут прийти только одни машины — автопогрузчики.

Опыт и время отшлифовали традиционную схему этой машины: платформа с автомобильными колесами и мостами, двигатель, редуктор, насос, гидробак, гидравлический распределитель в кабине водителя, силовой цилиндр подъемного механизма и, наконец, сам подъемник — из двух «воткнутых»- одна в другую прямоугольных рам, с подвижной кареткой на внутренней из них и рабочим приспособлением на каретке. А внутри, под кожухом, трубопроводы: от бака— к насосу, от насоса —к распределителю, от распределителя — к цилиндру. По ним насос непрерывно гонит рабочую жидкость. Поворот рычага — и нет ей выхода из силового цилиндра. Растет давление под поршнем-плунжером, и уходит вверх его блестящий шток, выталкивая наружу внутреннюю раму телескопического подъемника. На перекладине рамы— направляющие, по которым скользят неприметные цепи. Одни концы цепей застыли на неподвижном корпусе цилиндра, другие «держат» каретку. Между ними ролики— классический вариант подвижного блока. И пока силовой цилиндр «выжимает» саму раму, цепи вздергивают к ее верху каретку с грузом.

Груз поднят. Замерла жидкость в трубопроводах, застыли блоки и цепи, напряглись стальные швеллеры рам. Приказ из кабины — и ожили карданные валы ходовой части, дрогнули и завертелись колеса, увлекая пэ-ф-1б (http://rospogruz.ru/pogruzchiki/pje-f-1b_bm.htm) к ожидающему его грузу. Остановка, поворот, отход, подход — передние управляемые колеса дозированными движениями выводят подъемник точно на цель. Открыт выход из силового цилиндра, уходит жидкость из его полости, плавно скользит вниз каретка с грузом. Стоп— груз встал на место. Задний ход — и захват ушел от своей ноши. Разворот—и за новой порцией груза...

Главное достоинство автопогрузчиков в том, что они могут не только поднимать грузы, но и переносить их на достаточно большие расстояния. Это качество придает машинам особую ценность: не прибегая к капитальным затратам на сооружение, например, конвейеров, с их помощью можно организовать непрерывный производственный поток в самых различных областях деятельности человека — на заводах и в портах, строительных площадках и железнодорожных «причалах». Больше того, такой поток будет исключительно гибким— его в любой момент можно перенаправить в иную сторону. Но это, естественно, предъявляет и свои серьезные требования к машинам...

Первое впечатление от знакомства с этими требованиями — их явная противоречивость. Взять хотя бы основную «формулу»: автопогрузчик должен сочетать высокую грузоподъемность с компактными размерами и максимальной маневренностью — чтобы свободно лавировать в самых узких проездах, проходах и коридорах. Между тем не надо быть специалистом, дабы постигнуть механику сил, действующих на эту машину,— основные из них прочно завязаны вокруг незримой оси, проходящей через точки опор передних колес о грунт. С одной стороны на плече от этой оси до центра тяжести груза действует момент от веса последнего, с другой—парирующий его момент от собственного веса погрузчика. Что нужно, чтобы поднять грузоподъемность машины? Ясно, нарастить плечо от ее центра тяжести до опор, или, иными словами, увеличить длину корпуса. Но такой корпус застрянет на первом же узком повороте. И, оставив его неизменным, на хоост машины конструкторы навешивают чугунные противовесы, а главное — до предела назад сдвигают спасительные веса механизмов.

Спортсмен, принимая штангу на грудь, невольно откидывает корпус назад. Нечто подобное предусмотрено и в автопогрузчике — короткие гидроцилиндры впереди под кожухом отклоняют назад раму подъемника, и ложе для груза становится удобнее. Это всего лишь отдельный штрих, один из многих «мазков» конструкции, которые в облике механизма рождают скрытое совершенство. Автопогрузчик не отличается чрезвычайной сложностью — это не корабль космонавта, не самолет, не уникальный прибор. Просто машина на каждый день, для работы — тяжелой и потной.

Человечество нельзя упрекнуть в отсутствии воображения: каких только форм и размеров грузов не породила его фантазия! Ящики плоские и ящики высокие, бочки «бочкообразные» и бочки цилиндрические, тюки всех фасонов и мотки кабеля, мошки и контейнеры, жгуты и кипы, рулоны и пакеты. А рядом — сыпучий песок и смерзшийся уголь, слежавшаяся руда и текучая пшеница, лес и цемент, доски и трубы. И все это едет, плывет, передвигается, а главное — грузится и разгружается. Трудно представить, сколько различных машин потребовала бы эта армия грузов, если бы не сменные рабочие приспособления.

Если нужно объять необъятное, трудно не впасть в какую-то крайность. Когда же грузы готовы соскальзывать и падать, вываливаться и разбиваться, гнить и сохнуть, а главное, «простаивать», нелегко избежать соблазна «подарить» каждому свое приспособление. А если не каждому свое? Тогда кропотливый анализ и упорное стремление к универсализму. Среди них традиционный вилочный захват и сталкиватель грузов, поворотная каретка и захват с верхним прижимом, универсальный зажим для круглых грузов и клещевой захват для лесоматериалов, грейфер-захват для сыпучих грузов и штырь для навески мотков и покрышек, бульдозерный ковш и стрела-кран-балка. Словом, приспособления на любой случай, наделяющие автопогрузчик желанной свободой маневра.

Наверх