197... год. Суздаль открывается неожиданно, из-за холмов, подобно граду Китежу. Сначала виден неясный зубчатый от множества колоколен и храмов силуэт, который то прячется, то снова возникает на высоком берегу тихой Каменки.

Вы въезжаете в город по одной из древних дорог, ведущих из Владимира, Юрьева-Польского или Ростова Великого. XX век кончается у древних застав. Оставив машины и автобусы в одном из «пунктов прибытия», вы войдете в город-заповедник, войдете в минувшие века.

От других древнерусских городов Суздаль отличают луга и огороды, вступающие в город. Прямо в центре черные гряды, заросли хмеля, сады — все как было несколько веков назад, когда город славился на всю Русь своими огородами, лучшим хреном, вывозившимся в Англию вишневым соком.

Земля до горизонта объявлена заповедной. Тщательно оберегается суздальский пейзаж — яркие пятна колышущихся зеленых и поспевающих хлебов, трав, прорезаемых черными клиньями пашни.

Замысловатые улочки взбегают от реки к воротам монастырей, к церквам, они связывают воедино отдельные слободы, посады и Кремль.

Пожалуй, Суздаль можно считать единственным русским средневековым городом, который сохранил градостроительный план XV —XVII столетий. Город как бы застыл с тех пор, когда его территория равнялась или даже несколько превосходила европейские столицы — Лондон и Париж, Флоренцию и Прагу. Лишь некоторые улочки исчезли с его плана — часть сгорела, другие были заброшены жителями. Теперь их направления выделены специальными посадками, а кое-где замощены.

Минуя Торговую площадь, вы выходите на набережную. Отсюда, с высокого берега полноводной Каменки, виднеется Коровин луг, сверкают крыши домов слободы Кожевники и Варваринской улицы, строений на Теремках. Лишь серебряный бой старинных, часов Кремля, отбивающих, как в XVII веке, каждую минуту и каждый час, нарушает тишину.

Суздаль подобен сотам, где каждая ячейка — дом, двор, различные службы — вплотную примыкает и соседним единым ансамблем, отдаленно напоминая старый Таллинн. Впрочем, в таком сравнении нет ничего неожиданного; если верить рисункам и гравюрам XVII —XIX столетий, город в то время был несколько иным: суздальские улицы застраивались двухэтажными домами, причем первый этаж был каменным. Множество одно- и двухэтажных каменных домов появилось здесь в середине XIX века. Современные архитекторы и реставраторы стараются воссоздать облик города XVII —XIX столетий.

Часто спрашивают: какой самый древний дом сохранился о городе? Односложно ответить трудно. Как удалось выяснить, около 30 жилых зданий и усадеб претендуют на название «уникальный и самый древний памятник города». Так, например, сохранился бывший дом купца Лихонина с кожевенной мастерской (конец XVII века), усадьба медника Чичерина (XVIII век) или усадьба знаменитого суздальского огородника Ефремова (XIX век). В этих домах открыты этнографические выставки, своеобразные музеи городского быта. Интерьеры тщательно восстановлены. Здесь работают мастера. Сохраняются и здания, типичные для застройки города (их 180).

Ничем не отличаются от исконных суздальских строений и недавно выстроенные: они из того же материала, их фасады, детали, членения подчинены тем же композиционным законам, что и старое строительств.

Новые дома предельно комфортабельны, живут в них и сами суздальчане и приезжие. Островерхие сооружения воссоздают силуэт старого города. Покрытие крыш напоминает деревянное — излюбленный материал суздальских плотников.

Теперь о Суздале, большом заповеднике, уже создано множество музеев под открытым небом: это и небольшие суздальские, мощенные булыжником улочки, и подлинные жилью здания, и усадьбы с хозяйственными постройками. На улицах нет привычных столбов, провода спрятаны под землю.

А рядом с Кремлем, о 500-летнем селе Ивановское, «музей сельской застройки и быта»— мельницы, овины, амбары, избы. Их свезли сюда со всех концов Владимирщины.

Суздаль снова, как в прошлом,— шумный, веселый город, когда огромные базары и ярмарки собирали много народу. Достаточно сказать, что тогда возы выстраивались вдоль главной улицы города почти на 3 километра. Религиозные святыни притягивали монахов и богомольцев — «древних туристов».
А теперь сюда приезжает до 10 тысяч человек в день (при населении города в 15 тысяч). Могло бы приезжать еще больше, но установлена предельная «емкость» города, чтобы сохранить тишину в общении с прекрасным, с прошлым.

Здесь гастролируют народные театры и оркестры, проходят научные симпозиумы, конференции. На Коровином лугу каждое лето бывает очередной «суздальский» фестиваль: на открытых сценах и лугах, о центре города ставятся спектакли и музыкальные вечера, представления из народной жизни. Жить в городе но только интересно, но и удобно. Построены предприятия местной и кустарной промышленности, новые жилые районы, туристические центры и пансионаты, но осе это спряталось в «складках местности», но подымается над уровнем исторической застройки, размещено в так называемых «зрительных мешках». Современная архитектура корректно уступила место древней.

Ночью все вокруг озаряется феерическим светом, словно сказочные, стоят искусно подсвеченные здания, деревья, монастыри и церкви.

Ценность заповедного Суздаля составляют:
и планировка старого города, его внешние панорамы и силуэты,
и архитектурный образ Суздаля, его масштаб,
и традиционные впечатления, связанные с эмоциональным воздействием памятников прошлого,
и прилегающий к городу ландшафт и ландшафт в городе,
и исторические дороги, ведущие к городу.

Все это объявлено памятником архитектуры — реставрируется и охраняется.

Наверх