Довольно своеобразно выглядит страница архитектурной истории в плане строительства железнодорожных вокзалов. Изначально строительство проходило под влиянием традиционной архитектуры общественных зданий. Только в конце девятнадцатого века в царской России стали появляться проекты, в которых нашла отражение их функциональность. Частные и государственные железные дороги стали строить сооружения согласно типовым проектам. Исключениями являлись вокзалы больших городов, которые строились по индивидуальным проектам.

Железнодорожные вокзалы на небольших станциях были деревянными, с большим количеством резных элементов, стоит отметить, что выглядели вокзалы довольно нарядно. Вокзалы в больших горах строили из красного кирпича. По факту, историю архитектуры Российской империи можно было изучать именно по железнодорожным вокзалам.

Во время Великой Отечественной войны большая часть уникальных архитектурных построек была разрушена, на восстановление ушло почти два десятка лет. Некоторые здания были восстановлены исходя из первоначального архитектурного проекта, некоторые строились заново. Вокзалы восстановили, однако они потеряли свой уникальный архитектурный облик.

В девяностые года прошлого столетия на строительном рынке появляются отделочные материалы нового образца. Вокзалы постепенно, один за другим стали преображаться. Побелку, иногда с красивой художественной росписью,  закрывали навесными конструкциями, нелепый пластиковый фасад закрыл неповторимые фасады каменных и деревянных зданий.

Изменения коснулись не только зданий вокзалов, но и всей железнодорожной архитектуры – исчезли старые водоемные здания, нефтекачки, станционные здания и другие объекты, представляющие архитектурную ценность.

Сейчас, когда многое уже безвозвратно утрачено, власти стали задумываться о сохранении хотя бы памяти об архитектурных железнодорожных памятниках, возможно, это удастся сделать.

Наверх