Да. Это было утром, в прошлую субботу... В будничном потоке ведомственных объявлений и театральных анонсов по местному радиовещанию архангелогородцы впервые услышали: «К сведению пассажиров. пользующихся услугами железнодорожного транспорта... В связи с открытием железнодорожного движения до станции Архангельск-город с 25 января 1965 года изменяется расписание движения пассажирских и пригородных поездов...

О времени прибытия и отправления поездов вы можете узнать на вокзале станции Архангельск-город...».

Обычное деловое уведомление... А почему так встрепенулось сердце, словно услышало весть о большом торжестве, о доброй радости. которой тебе тотчас хочется поделиться с твоими согражданами, друзьями, родными. Тому, кто сызмала и до седин ходил по дощатому перрону левого берега, уезжая сам, провожая или встречая близких, а потом спешил на битком набитый пассажирами речной пароходик или топал по снежной замяти Двины, не надо объяснять суть и значение этого события: отныне поезда пойдут в дальние к ближние рейсы с правого берега. Садись, к примеру, на автобус пятого маршрута, и через несколько минут он доставит тебя к самому поезду, чуть ли не к вагону, где ждет тебя твое законное место,. «Туда, где я мальчишкой собирал ягоды», — заметил мой спутник. На Мхи...

Мы так и поступили синим утром 25 января, когда спешили на митинг по случаю отправления первого пассажирского поезда.

Волнующим и каким-то удивительно рабочим, деловым вышел этот митинг. В будничной одежде пришли строители и путейцы — сколько ни успели уже они переделать дел, а впереди, как и сегодня, забот вдосталь. Ну, и у пассажиров, естественно, «чемоданное» настроение. Но даже самые беспокойные из них, едва разместив вещи в купе, поторопились вот так — в товарищеском кругу — разделить радость со всеми. На их лицах — гордость первооткрывателей, и они не скрывают её от тех, кто в этой оказии выступает и роли провожающих. Трибуной служит железнодорожная платформа.

Митинг открывает председатель горисполкома тов. Н. А. Рачков и предоставляет слово первому секретарю Архангельского областного комитета КПСС тов. К. А. Новикову. Он коротко напоминает о замечательных вехах, предшествовавших сегодняшнему событию. Сооружение моста через Северную Двину стало осуществлением многовековой мечты архангелогородцев о надежном соединении правого и левого берегов могучей реки.

— Сегодня мы отправляем, — говорит К. А. Новиков, — первый пассажирский поезд с правого берега, со станции Архангельск-город, в столицу нашей Родины — Москву. Этим кладется начало регулярному движению пассажирских и в дальнейшем грузовых поездов. Это еще один новый шаг в улучшении транспортного обслуживания трудящихся и нужд народного хозяйства.

От имени областного комитета партии и областного Совета депутатов трудящихся тов. Новиков горячо поздравляет присутствующих с пуском в строй станции Архангельск-город и благодарит коллектив строителей за их честный и самоотверженный труд.

На трибуне старший прораб СМП-134 тов. О. М. Озолин (снимок вверху).

— Для нас, строителей, этот праздник особенно дорог, — говорит он, — как один из итогов напряженного труда. За период строительства мостового перехода только коллективом треста «Севтрансстрой» освоено более 4,5 миллиона рублей, построено много домов, служебных зданий, десятки километров железнодорожных путей, только для станции Архангельск-город перемещено в прошлом году 40 тысяч кубометров грунта. Однако это лишь первый этап строительства. Строителям необходимо ввести в 1965 году в эксплуатацию новый железнодорожный вокзал, в ближайшие годы — связать железнодорожной линией порт Экономия, построить железную дорогу Архангельск—Лешуконское и ряд других объектов.

По поручению коллектива строителей тов. Озолин вручает начальнику станции Архангельск тов. Н. С. Нахнюпе символический ключ. Принимая эту своеобразную эстафету, тов. Нахнюпа заверяет участников митинга, что железнодорожники с честью оправдают доверие, приложат все старания для умелого обслуживания пассажиров.

В коротких, взволнованных речах выступавших на митинге были высказаны горячие слова благодарности северян Коммунистической партии, ее ленинскому ЦК. Это партия по-отечески заботится о новом прекрасном дне Севера и благе его жителей, это партия вдохновляет северян на великий и неутомимый труд по светлому коммунистическому переустройству бывшей отсталой окраины дореволюционной России.

Митинг окончен. Пассажиры занимают места в вагонах. Первый секретарь обкома партии тов. К. А. Новиков перерезает красную ленточку перед могучим красавцем - тепловозом (снимок внизу).

zdopen

Занял свое место у пульта управления машинист тепловоза «ТЭ-3-4877», ударник коммунистического труда Вадим Трапезников. …Мальчишкой пришел он в суровом 1943 году на железнодорожный транспорт. Здесь, на бескрайних просторах Севера, крепло его мастерство. Здесь в марте прошлого года он пересел с паровоза на тепловоз. В составе его бригады в этом памятном первом рейсе помощник машиниста Александр Заспин, практикант из депо станции Исакогорка Альберт Бовыкии. До станции Емца тепловоз будет сопровождать машинист-инструктор депо Исакогорка Сергей Демин. Теплые напутствия товарищей... Мы еще успеваем спросить, с какой скоростью поведет поезд этот первый за всю многовековую историю правобережья тепловоз. Машинист улыбается: на подходе к мосту 25 километров в час, на мосту — 15, а дальше — 60...

Дежурный по станции Архангельск-город Юрий Папулов поднимает вверх желтый флажок — сигнал отправления. Путь открыт...

А мне, честно говоря, не хочется покидать уютную кабину тепловоза — этого своеобразного летучего посланца из самого близкого будущего. Он прибыл сюда ради первого исторического рейса. Потом его место в голове составов займут, — но теперь уже совсем ненадолго! — паровозы. В течение первого квартала нынешнего года участок Емца—Архангельск будет переведен на тепловозную грузовую тягу, а в самом скором времени только тепловозы поведут от станции Архангельск-город и пассажирские поезда.

Счастливого пути, поезд М 117 – Архангельск-Москва...

Фото А. Вилачева, Я. Якоби, Р. Сысоева.

Правда Севера 26 января 1965 года.

Наверх